Moи
предпочтения в литературе
И здесь я люблю реализм. Книги – та же
самая реальность, облечённая в
художественную форму. Лично я
предпочитаю произведения, основой
которых является не столько
захватывающий сюжет, сколько передача
мыслей, чувств, мировоззрения людей,
конфликт личности и целого общества,
личности и времени, борьба поколений – в
общем, социально-психологические романы.
Мой любимый
писатель – Эрих Мария Ремарк. Его
произведения заставляют меня полностью
погрузиться в душевный мир героев,
поставить себя на их место, страдать и
радоваться вместе с ними. Далеко не всем
писателям удаётся создавать такую
достоверную картину жизни, не
оторванную от действительности. В своих
романах Ремарк избегает замысловатых
фраз, излишне закрученных предложений,
ненужных абстракций. Он пишет просто и
доступно, но темы, поднимаемые им, вечны
и неисчерпаемы: глубокая любовь,
настоящая дружба, эфемерность счастья.
Герои Ремарка - далеко не выдающиеся
личности. Их окрестили «потерянным
поколением». Это люди, не сумевшие
вписаться в эпоху, не нашедшие своего
предназначения в жизни, разочарованные
и пессимистично настроенные. Но не
стремление к каким-то высшим целям, не
служение интересам общества является
критерием оценки личности. Герои
Ремарка порядочны, человечны, они
способны чувствовать, не терпят
несправедливости, лжи, подлости,
лизоблюдства. Да, ничто человеческое им
не чуждо, есть у них свои недостатки,
вряд ли их можно назвать идеальными, но
эта их НАСТОЯЩЕСТЬ и нравится мне.
Творчество Ремарка оказало немалое
влияние и на развитие моих литературных
способностей, убедило меня в том, что
главная цель писателя – сделать образ
героя как можно ближе читателю.
Действующие лица любого произведения –
такие же люди, и
клеймить их абстрактным понятием «литературные
образы», на мой взгляд, - большая ошибка.
Ещё один писатель, творчество которого,
по моему мнению, заслуживает внимания, -
Ф. С. Фицджеральд. Его герои не похожи на
героев Ремарка. Чаще всего это люди
богатые, достигшие успеха, не
отказывающие себе ни в чём. Но почти все
они несчастны, в их личной жизни полно
проблем, порой приводящих к краху.
Любовь и сложность человеческих
взаимоотношений – вот на чём основаны
сюжеты романов Фицджеральда.
В своё время я была потрясена повестью
Дж. С. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
С удивительной тонкостью передал
писатель психологию души главного героя.
Эта книга стала определённым этапом и в
формировании моих жизненных ценностей.
Трудности переходного возраста я
переживала вместе с Холденом Колфилдом (хотя
мне было в ту пору всего 11 лет, но какой-то
перелом в сознании, пожалуй, произошёл,
ознаменовав вступление на более
взрослый, самостоятельный путь).
«Унесённые ветром» Маргарет Митчелл я
прочитала ещё в третьем классе, но
поняла, прочувствовала и люблю эту книгу
до сих пор. На мой взгляд, это
действительно эпохальное произведение,
американская классика, и никакие
женские романы, написанные после него (особняком
в этом ряду стоит роман «Поющие в
терновнике» К. Маккалоу), не затмят
успеха «Унесённых ветром».
Из русской классики особенно люблю
Достоевского. В 2000 году прочитала его
роман "Преступление и наказание". С
тех пор это произведение является моей
"настольной" книгой. Достоверность
в изображении эпохи, яркие образы героев
на фоне серой и унылой действительности,
глобальные философские и
психологические вопросы, заставляющие
задуматься и современного человека,
столкновение различных мировоззрений и
«шансонный» романтичный конец – всё это
сделало «Преступление и наказание»
одним из моих любимых произведений. А
этим летом я открыла для себя роман
Достоевского "Идиот", который также
произвёл на меня огромное впечатление.
В январе 2002 года прочитав
роман современного писателя
А. Варламова "Лох", я осознала,
что сама мечтала создать именно такое
произведение: о человеке, не вписавшемся
в нашу эпоху. Роман оставил глубокий
след в моей душе и заставил искренне
восхититься талантом писателя, так
тонко сумевшего отразить психологию
своих героев, которые "развивались в дни не лучших
перемен", вынуждены были
приспосабливаться к жизни в
исторически трудный период для
социальной жизни нашей страны: на рубеже
80-х-90-х годов XX
столетия.
Кому-то удалось достичь благополучия, а
кто-то сломался. Более подробные мои
размышления, вызванные чтением этого
романа, вы можете прочитать, зайдя на эту
ссылку.
Вообще
я стараюсь воспринимать книги не как
отвлечённые художественные
произведения, а как истории
человеческих судеб. Всем вышеназванным
авторам, как мне кажется, удалось найти
контакт с читателем. В этом их главная
заслуга. Их я и считаю своими учителями.
Раздел
обновлен 10 сентября 2003
|