Почему
я люблю шансон.
Для кого-то
шансон – это просто любимая музыка, а
для меня – отражение реальности. На мой
взгляд, это не только музыкальный жанр.
Это своеобразные литературные новеллы,
переложенные на музыку. Жизнь в них
показана такой, какая она есть. И в чём бы
ни упрекали «шансонных» авторов
утончённые ценители искусства, одного у
этих поэтов-песенников не отнимешь:
искренности. Я во всём люблю
достоверность и не терплю фальши.
Поэтому шансон так дорог мне.
Отличительная черта песен в этом жанре
– наличие сюжетной линии, а
следовательно – песенных персонажей с
их чувствами, мыслями, мировосприятием.
Иногда мы прослеживаем историю всей
жизни лирического героя, изменения в его
сознании, убеждениях на фоне социальных
перемен (т.е. меняется не только личность
героя, но и сама эпоха).В этом случае
песни носят характер литературного
цикла (яркий пример – цикл поэтических
новелл Михаила Танича, написанных для
группы «Лесоповал». Временной
промежуток, охваченный здесь, - более 70
лет: начиная со сталинских репрессий и
заканчивая «пересказом новых времён»).
Вплоть до 80-х годов музыка в шансоне
являлась лишь дополнением к стихам. Она
всегда была приятной, лёгкой,
запоминающейся, ласкающей слух, но порой
уступала другим стилям в
профессионализме.
Основоположником «эстрадного шансона»
стал Михаил Шуфутинский. Своим
творчеством он сумел доказать, что
хорошие аранжировки ничуть не делают
такие песни близкими к попсе, а напротив,
создают особое настроение, усиливающее
глубину и душевность стихов. Несмотря на
то что сам Шуфутинский не является
автором своих песен, я считаю, что он
внёс большой вклад в развитие шансона.
Пусть он стал знаменитым благдаря
песням Александра Розенбаума, зато он
придал им абсолютно другое, качественно
новое звучание. Лично я считаю
Розенбаума талантливым поэтом (многие
его стихи я включила бы в школьную
программу по литературе), одним из
лучших композиторов, но весьма
посредственным исполнителем.
Произведения Александра Яковлевича
нашли отклик в моей душе лишь когда я
услышала их в исполнении Шуфутинского с
его поразительным по глубине и
душевности хрипловатым голосом. Что я
особенно ценю в этом исполнителе – так
это его способность вживаться в образы
героев и доносить их истории до сердец
слушателей с такой проникновенностью,
как будто бы он сам пережил всё это.
Отдельный разговор о группе «Лесоповал».
Если песни Шуфутинского в основном
носят носят характер исповедей,
касающихся чего-то сугубо личного,
имеющего место лишь в судьбе данного
героя, то творчество «Лесоповала»
отражает эпоху в целом: даёт
историческую картину прошлого,
настоящего, заставляет задуматься о
будущем. На фоне социальной
действительности мы наблюдаем за
судьбой конкретного человека. Образ
вора-«чистодела» не романтизируется
Таничем. В отличие от многих современных
авторов блатных песен, присваивающих
себе красивое звание «Легенды русского
шансона», «Лесоповал» не делает ставку
на блатную лирику, не склеивает свои
песни напряжённым ощущением страха,
агрессии, жестокости – вещей,
являющихся стержнем любого боевика.
Главное в «Лесоповале» - это эмоции
иного, более высокого уровня:
способность к преданной любви,
стремление к добру и красоте. Герой «лесоповальской»
лирики – человек, попавший в ловушку. Он
не в силах выбраться из этого порочного
круга, как правило, глубоко страдая. Но
все мелкие преступления «чистодела»
противопоставляются «беспредельному
злу», царящему вокруг, и в стихах Танича
постоянно прослеживается образ Времени,
вынудившего доброго, мягкого,
чувствительного человека, не способного
на подлость, на предательство, нарушить
УК и Божью заповедь «Не укради».
Любовная лирика «Лесоповала»
заслуживает особого внимания, и, я думаю,
многим представителям моего поколения
следует поучиться у героя их песен
чистому, глубокому, внимательному
отношению к женщине.
Музыка «Лесоповала» всегда
запоминающаяся, аранжировки всё более
совершенствуются, чувствуется живая
игра каждого инструмента.
Группа «Лесоповал» состоит из
нескольких разных людей. Разных и
интересных. Вот что я про них думаю.
Это люди, не страдающие от «звёздной
болезни», не ставящие барьера,
разделяющего их с поклонниками. «Не
сотвори себе кумира» - учат они. Зайдя в
Гостевую их официального сайта, вы
можете убедиться в том, насколько просто
и по-дружески Стас Волков и Александр
Федорков общаются с поклонниками, не
оставляя без внимания ни одного
послания. Разве кто-нибудь ещё из
заслуженных артистов стал бы выделять
время для общения со своими слушателями?
Больше всего я не люблю в людях
высокомерие, фальшь и глупость – в «лесоповальских»
песнях вы этого не найдёте. И в них самих
тоже.
Напоследок я хочу сказать, какое влияние
на формирование моего восприятия оказал
русский шансон. Я научилась ценить
минуты счастья, стала намного глубже
загядывать в окружающих меня людей,
осознав, что они не могут быть
однозначно хорошими или однозначно
плохими. Но в то же время у меня
повысились требования к
противоположному полу. Я не прощу
невнимания, сверхрациональности,
отсутствия романтики, т.е. того
восприятия, когда мужчина считает
женщину не более чем партнёром.
Я считаю, что шансон вырос на любви и
искренности, а любовь – это то, на чём
держится мир. Именно опираясь на этот
критерий я выбираю песни, исполнителей,
да и вообще людей.
|