"Личное
свидание": альбом оказался выше моих
ожиданий.
У каждого
исполнителя, у каждой музыкальной
группы когда-то наступает расцвет
творчества. Думаю, что у группы «Лесоповал»
он наступил именно сейчас, с выходом 8-го
альбома. Конечно, это моё субъективное
мнение, но я пришла к выводу, что «Лесоповал»,
наконец, пришёл к тем песням, которые и
определяют «лицо» группы на нашей
эстраде. Я не хочу сказать, что раньше их
песни были хуже. Напротив, самыми
любимыми у меня продолжают оставаться
музыкально-поэтические новеллы «Когда я
приду», «Я куплю тебе дом», «Первая
девочка», «Молитва», «Королева Марго», «Соловьи»,
то есть песни из «золотого фонда». Но в
целом, на мой взгляд, именно два
последних альбома свидетельствуют о
творческой зрелости группы. После
выхода альбома «Кормилец» я боялась, что
все новые песни будут находиться в
большом контрасте, затмеваться теми,
которые вошли в 7-й альбом. Но, к счастью,
я ошиблась. Песни из 8-го альбома не
подтвердили моих опасений. «Лесоповальцы»
доказали своим поклонникам, что не
собираются останавливаться на
достигнутом. Они пошли дальше.
Альбом «Личное свидание», на мой взгляд,
ни что иное, как явление. Во всех смыслах.
Это и стихи, и мелодии, и аранжировки, и
исполнение. Традиции «блатного
фольклора», которым и раньше репертуар «Лесоповала»
не изобиловал, теперь уже остались
далеко-далеко в прошлом. Отныне группу «Лесоповал»
при всём желании нельзя упрекнуть в том,
что она культивирует законы уголовного
мира. С выпуском 8-го альбома «лесоповальцы»,
сами того не осознавая, установили
огромную грань между своим творчеством
и творчеством тех, кто с гордостью носит
красивое звание «Легенды русского
шансона», но при этом остаётся далёк от
того уровня, когда песни переходят в
разряд своеобразного литературного
цикла.
Итак, альбом «Личное свидание» был
записан в студии музыкального
руководителя группы Александра
Федоркова и выпущен в конце сентября 2001
года. Стихи ко всем песням как обычно
написаны основателем группы Михаилом
Таничем.
В самом названии альбома уже
чувствуется какое-то особое лирическое
настроение. Это название и определяет
тематику всех песен, содержащихся в
альбоме. Лирический герой – уже не щипач-малолетка,
который «ушёл с законными ворами из
пионеров прямо в лагеря». Это, как можно
понять из песен, зрелый человек,
смотрящий на прожитую жизнь другими
глазами. Он осознаёт, что сам виноват в
своих бедах, но уже не даёт пустых
обещаний, как раньше:
По прошлому выходит похоронка,
Кончается последняя из краж.
Герой чувствует, что своими силами ему
не выбраться из рокового омута. Слишком
глубоко он погряз:
Другие живут при Боге,
А я и не помню сам,
Когда своротил с дороги,
Которая в Божий храм.
Это слова из песни «Дорожка моя кривая».
На ней и остановимся. Идея новеллы во
многом перекликается с проблемами,
поднимаемыми Таничем ещё в ранней
лирике, в песне «Год за два». Вспомним:
Моя дорожка – наказание моё,
Но я же выбрал не другую, а её.
Так и здесь:
Получишь – чего заслужишь,
Какая судьба сдана…
Но герой остаётся верен себе. При всей
своей безнадёжности он всё же хранит в
сокровенном уголке души «вечную» мечту:
обрести настоящую любовь:
Вот так и живу, мечтая,
Не чё-то урвать, а чтоб
Нашлася бы мне такая,
Которая скажет: «Стоп!»
Но «такой» нет. По всей вероятности,
женщина не выдерживает испытания
расстоянием и временем. Герой не
обвиняет её. Он понимает, что жить с
таким человеком, как он, нелегко.
После светлой и оптимистичной песни «50
на 50» с предыдущего альбома ещё более
горько слышать строки, звучащие, как
пожизненное клеймо, поставленное ещё в
далёкой юности и подтверждённое «продолговатой
справочкой»: «Дорожка моя кривая, тебе
укороту нет!» Вспоминается цитата из
Пушкина: «А счастье было так возможно,
так близко…» Ведь герой уже вроде бы
порвал с преступным миром:
И вышло так: мой день настал и был он
светел,
И Бог помог, и где-то вдруг тебя я
встретил,
И с той поры до этих дней ты год от года
Моя надежда и ещё моя свобода!
Но это альбом «Кормилец». В том цикле
песен герой и обещал не красть, и уверял,
что после выхода на свободу рисковать
ему больше никогда не захочется, и был
одухотворён настоящим, глубоким
чувством, которое и зовётся любовью, и в
очередной раз пытался выиграть в лото
дом, чтобы вступить туда с любимой
женщиной, но… Всегда остаётся это «но».
В жизни героя всё происходит 50 на 50:белая
полоса сменяется чёрной, зло
сосуществует вместе с добром, «волюшка с
неволюшкой круто перемешана». Снова он
делает неосторожный шаг…
И вот уже жена его «не знает, как себя
вести» на личном свидании, а любовь
становится «отвычной».
Группа «Лесоповал» существует уже более
10 лет. Герой «рос» вместе с ними. Да, он
уже не мальчик, и в новелле «Давай
поженимся» сам отмечает: «Гулять между
адом и раем давно мои вышли года». В то же
время в песне «Личное свидание» есть
такие строки: «А мне же нет ещё и
тридцати». Стало быть, стоит он на пути к
зрелости . Не столько во временном плане
много пережито, сколько в событийном. Он
и «плясал мальчишкой для вояк», и, учась
в школе, вместо того, чтобы отдавать
честь: «Будь готов! – Всегда готов», «болтался
на приколе у беспощадных муровских
ментов»,и "цельный год" его "на
гегемона учили в штукатурном ПТУ", и
попадал в тюрьму, и, выходя отттуда,
ездил «в чистом клифте» на честную
работу, а потом «зачаливался опять»,
приходя к выводу, что таким, как он, «не
место… на свободе». И женщина у него
была не одна. Тут и первая влюблённость в
девочку, имени которой он уже и не помнит,
и Соня –«как солнышко в дымке голубой»,
и Воровайка – «в колонии цветочек
полевой», и чалдоночка, сделавшая его
отцом, но так никогда и не показавшая ему
сына, и Тося, без которой он «всё равно
как на допросе». Но теперь ему уже не «семнадцать
лет, когда кругом все женщины красивы». К
нему приходит зрелое, взрослое чувство.
«Встречались, встречались одни мне
путанки, а ты где, не знаю, была», -
говорит он своей избраннице в новелле «Давай
поженимся» и делает ей предложение. Тут
чётко прослеживается несоответствие с
песней «Личное свидание, где герой уже
женат. Я бы поменяла местами эти песни:
первой в альбоме поставила бы «Давай
поженимся», тем более, что эта новелла
контрастирует с песней «Дорожка моя
кривая», завершающей альбом (я сейчас не
беру в расчёт «ДПС», поскольку это
совсем другая тема, не имеющая отношения
к судьбе главного героя).
«Давай поженимся» по своему смыслу даже
больше подходит предыдущему альбому:
А после…а после, как свадьбу сыграем,
Подамся на биржу труда.
Это, пожалуй, единственная песня из
цикла «Личное свидание», проникнутая
оптимистичным настроением, вселяющая в
наше сознание веру, что герой всё же
сумеет начать новую жизнь.
Но пройдусь по каждой песне в
отдельности. Итак, женившийся герой
вновь совершает промах – и вот он уже
сидит «в ментовке день и ночь на шаткой
табуреточке». Что можно понять из песни
«Допрос»? опять у «чистодела» проблемы с
законом. В целом, я бы не сказала, что эта
песня несёт большую смысловую нагрузку.
Если она и симпатична мне, то скорее
благодаря аранжировке, очень мелодичным
музыкальным проигрышам.
После «Допроса», на мой взгляд, должна
идти «Улица Мытная». Песня очень сильная,
берущая за душу. Снова герой на скамье
подсудимых. Но здесь уже нет того
лёгкого юмора, какой наблюдался в ранней
лирике. Вспомним:
Семь годочков заседатели
Отломили от судьбы.
Нет, теперь герой уже в отчаянии. Можно
даже сказать, что он озлоблен:
Неужели вам слушать охота,
Как ещё одна жизнь пропадает?!
К кому обращены эти слова? К присяжным? А
может быть, к нам с вами, к слушателям?
Так, например, одна моя знакомая на
вопрос, почему она слушает «Лесоповал»,
ответила: «Чтобы своя собственная жизнь
казалась праздником. По сравнению с
судьбой героя их песен свои проблемы
кажутся пустяковыми. Это помогает».
Такое вот восприятие… Слушать о чужих
бедах, чтобы утешить себя… Интересно…
Самой удачной песней в этом альбоме я бы
назвала «Голубятню». И музыка, и стихи
навевают очень тонкое, печальное
настроение. Вновь тоска по свободе, по
ласке, по любви:
А здесь у нас почти что край Земли…
Поближе быть к тебе мне было бы приятней.
Ты свой ответ мне с голубем пошли
За облака над москворецкой голубятней.
Красивая поэзия сопровождается
соответствующей красивой музыкой.
Особенно впечатляет «живая» труба.
Заговори мне боль, заговори!
Ты этих слов, надеюсь, не забыла.
Это «коронные» слова не только песни «Голубятня»,
но и всего альбома. Если в предыдущем
цикле песен герой «с прошлым» прощался «любя»,
то теперь он глубоко страдает от
осознания того, что прошлое – оно и есть
настоящее, и будущее. На ноги ему уже
никогда не стать. Снова обвинять во всём
Время было бы банально. Ведь живут же
люди в своём мирке, в своей семье, и
личное счастье, любовь превалируют над
глобальным, «беспредельным» злом. Но и в
недостатке чувств не упрекнёшь главного
героя. Он любит: глубоко, чисто, преданно,
но, видно, причина его бед – в отсутствии
силы воли, в слабости характера. Даже
любовь не может заставить его «завязать»
насовсем, как бы ему этого ни хотелось.
Он «человек из тюрьмы», и носить этот «титул»
ему придётся всегда, и жить «не на воле, а
в зоне», ибо «не видно дороги назад».
Очень глубокая, драматичная песня «Чёрный
ворон», сильная как в поэтическом, так и
в музыкальном плане. Несмотря на то, что
в этих стихах – воспоминания о старом
времени, о сталинских лагерях, песня
актуальна и сейчас, в данный момент
жизни героя:
И мы никак не разберём
Всю нашу безнадёгу.
Пока я вру, ты врёшь, мы врём
Себе и всем, и Богу.
Да, он обманывает себя, обманывает
любимую женщину, лжёт Богу, обещая «не
красть» и вновь нарушая эту заповедь.
В песне «Когда кончается свиданка»
чувствуется, что герой и его любимая
отдаляются друг от друга. Если в «Личном
свидании» он ещё «горел огнём» при её
прикосновении, то теперь он сам приходит
к выводу, что им уже не сохранить прежних
отношений.
Мы слов найти не в силах оба,
За исключением: «Пиши».
И поднимается стыдоба
Со дна души, моей души.
Атмосфера тюрьмы не угнетает его
чувства, но он разумом осознаёт, что
женщина не будет ждать его «две тыщи лет»
и поэтому, в душе глубоко страдая, он
отучает её от себя:
Иду по-вдоль гремучих коридоров
И твой платочек комкаю в руках.
Кому-чего от этих разговоров?
А нам с тобой разлука так и так.
Эти же идеи повторяются в песне «Зима».
Он уже напрямую советует любимой не
ждать его:
Ты гуляй, пляши, пока молода.
Герой бесплотно мечтает о каком-то
утопическом мире:
Отодвинуться хочу от сумы,
Отодвинуться хочу от тюрьмы,
И уехать на край света,
Где с утра до ночи лето…
Но ясно, что мечтам его не дано
осуществиться. Он и сам не прилагает к
этому усилий, хотя других призывает
бороться за счастье. Так, в новелле «А
зона строгая» мы слышим:
Не складывайте крылышки, получится,
авось!
Эта песня сопровождается очень приятной
и запоминающейся музыкой. Стихи здесь –
не исповедь самого героя, а его
рассуждения о молодом поколении вообще:
И пропадают мальчики, и девочки рыдают.
Щемящей грустью пронизаны строки
припева:
Нам целый срок ещё не до любви.
В песне «Дорожка моя кривая» герой уже
одинок. Он сам «отпустил» любимую,
предоставил ей полную свободу, но,
видимо, срок его подходит к концу, и ему
вновь хочется получить стимул к новой
жизни, поэтому он опять жаждет любви. Но
мы-то, те, кто прослеживал историю его
жизни, уже более 10 лет, знаем, что он не
остановится, поэтому о его дальнейшей
судьбе остаётся лишь строить
предположения. Если в его сознании
произойдёт перелом и он порвёт с
преступным миром, продолжит ли своё
существование группа «Лесоповал», чей
репертуар составляют именно песни «воли-неволи»?
Хотя есть и у них отклонения от темы. В
альбоме «Личное свидание» - это песни «Таганка»,
«Годы» и «ДПС».
«Таганка» и «Годы» – новеллы
ностальгические. В стихах звучит какая-то
светлая тоска по ушедшей юности:
Ах, переулки-переулочки Таганские!
Я возвратился, заколдованный, сюда.
В этих песнях нет упоминания о том, что
герой сидел в тюрьме. Здесь это как бы и
не важно. Он предаётся другим
воспоминаниям: тёплым, чистым,
согревающим душу. Лёгкая и прозрачная
музыка ещё более усиливает это
ностальгическое настроение.
Песня «ДПС» вроде и не вписывается в
репертуар «Лесоповала». Музыка к ней
написана скорее в стиле диско. Под неё
очень хорошо танцевать, но в её сюжете
нет струнки, цепляющей за душу, стихи не
заставляют чувствовать и думать.
Песню «Козёл», на мой взгляд, лучше было
бы не включать в этот лирический альбом,
и вообще, я думаю, что «лесоповальцам»
пора оставить в прошлом такие песни.
Участники группы уже «переросли» этот
уровень.
В целом же, альбом «Личное свидание» –
жемчужина творчества «Лесоповала».
Главная тема здесь не «воровской закон»,
детали совершения героем преступления
опущены, «ключевыми» становятся уже не
такие слова, как «форточки-лопатники», «фомочки-отмычки»,
«щипачи», «кичман», а слова, выражающие
глубокие чувства: «любовь», «боль», «свидание»,
«душа». Блатная «феня» тут практически
отсутствует. В ранней лирике «Лесоповала»
тоже делается упор не на процесс
совершения преступления, а на
психологическое состояние человека, его
совершившего, но теперь мы вообще ничего
не знаем о том, из-за чего же всё-таки
герой попал за решётку. Конечно, уже не
то время, когда за кражу колосков можно
было получить десять лет, но и на
преступление крупного масштаба этот
лирический герой не способен. Но альбом
«Личное свидание» заставляет
задумываться не об этом, а о личности
персонажа, о его чувствах, восприятии. В
каждом слове я пыталась найти ответ на
вопрос, почему же всё-таки он не может
распрощаться с прошлым. Наверное, потому
что иначе «Лесоповал» уже не был бы «Лесоповалом».
Что они преподнесут нам в этом году –
неизвестно. Но думаю, что после «Личного
свидания» им нужно «держать марку» и ни
в коем случае не сдавать творческих
позиций. Сейчас их творчество – это
искусство. И музыкальное, и литературное.
«Лесоповал» стоит особняком не только
на эстраде, но и среди всей «шансонной»
культуры. Выпуском альбома «Личное
свидание» они ещё раз доказали это.
|