| На главную | Моя краткая биография | Почему я люблю шансон | Мои предпочтения в литерrатуре | Я в детстве |Мои фотографии | Я не только читаю, но и пишу | Моя критика и журналистика | "Островок шансона".Анкеты | Профили участников группы "Лесоповал"| Умные мысли умных людей | Фотографии моих друзей |Творчество моих друзей |Моя гостевая |Форум |Ссылки | Напишите мне |

«Базара нет»: о героях, которых тюрьма никак не отпускает.  

Опять действие ТАМ происходит! А я-то надеялась, что Михаил Танич всё же пощадит своего героя и выпустит его наконец на Свободу. Ну сколько можно?! Два года человек в лагерях проведёт – и то приходить в себя очень долго будет. А здесь уже больше десяти лет, а за ним «тюрьма по пятам» всё идёт. Теперь я уверена, Танич подразумевает не одного героя. Точнее, не конкретного человека. Просто образ. Вот на обложке диска фотография ребят из «Лесоповала». Удивительно хорошо удалось им передать то ощущение, которое, видимо, и хотел выразить Михаил Исаевич. Стоит этот абстрактный герой в образе Сергея Куприка и держит в руке «продолговатую справочку». Глаз от неё не может оторвать. Улыбка искренняя совершенно! Роль блестяще сыграна! Кепочка на голове как неотъемлемый атрибут «человека из тюрьмы» (а благодаря чудесно воплощённому образу, парень, побывавший ТАМ, не мыслится мною без этого головного убора – так и прививаются людям стереотипы J). Да, вот ещё один атрибут: потрёпанный чемоданчик стоит перед ним. Правда, это уже в стиле ретро. Сейчас, думается мне, с лесоповала не возвращаются с чемоданчиками. Или я от жизни отстала? Ладно, Бог с ним, с чемоданчиком – идёт он Куприку, и хорошо. И кепочка идёт. Образ что надо, базара нет! Только ухоженный слишком герой наш получился, благополучный. Ну ничего, наверное, это даже и хорошо. Может, на это ставка и делалась. Больше симпатии у слушателей такой персонаж вызывает. С чисто эстетической стороны. Героя окружают его товарищи по лесоповалу. Те, с кем он долгие годы делился «куском и судьбою». Провожают его на волю, видимо. До железных ворот. Очень ценю я в артистах умение вживаться в образы героев! И говорите после этого, что не имеет права петь о лагере человек, не побывавший ТАМ. Поэт Михаил Танич, человек, знающий о той жизни не понаслышке, описал своё  тогдашнее состояние – ребята из группы «Лесоповал» в песнях, на сцене, да и на данном снимке это состояние талантливо передали. Молодцы ,что я ещё могу сказать?! Как будто кадр из фильма. Смотрят все четверо на эту «продолговатую справочку», что держит их друг. Выражения лиц у всех разные. Неподдельное удивление – «Чудо-то какое! Вот это да! Дай-ка посмотреть», - читаю я на лице героя Александра Федоркова. Искренняя радость за товарища видна на лице персонажа Стаса Волкова, который одновременно утешительно обнимает другого своего приятеля – Владимира Соловьёва: мол, держись, кореш! Будет и на нашей улице праздник! Верит герой Соловьёва, что праздник будет.  А как же иначе? И он сам в скором будущем станет счастливым обладателем заветного документа. А вот персонажу Вениамина Смирнова, по всей видимости, лес ещё долго валить придётся: какая-то грустноватая у него улыбка, с оттенком лёгкой зависти. Стоп. Одежда-то на провожающих не тюремная. Бурная у меня фантазия. Может, как раз наоборот: это уже на воле друзья встречают освободившегося товарища? Но мне почему-то больше импонирует первый вариант. А тюремные бушлаты им разрешили снять по такому случаю. Вот. Одним словом, снимок шикарный! Настоящая картина! Центральная фигура на ней всё-таки Куприк, который всем своим существом говорит: «А ведь я же не туда, я не туда, а я оттуда, я оттуда, я оттуда!» Да, так бы я картину и назвала: «Я – оттуда».  Очень хорошее это ощущение: светлое такое, трепетное, трогательное даже… Вот только к данному альбому фото не очень применимо. Опоздало оно на год. В предыдущем альбоме герой-таки освободился, наконец. Не мог поверить своему счастью сначала, потом что-то осмыслять стал, пришёл к выводу, что «жизнь не удалась, и нету дней на переподготовку», и, как и следовало ожидать, «желание лучше быть» кончилось «противоположным результатом». Это уже тема десятого альбома. Опять сетования на судьбу: что, мол, молодость зря уходит на этом лесоповале – в песне «Штабеля»; что непредсказуемо всё в этой жизни – в песне «Базара нет»: «Ах, как бы загодя нам смолоду да знать, куда рулить…» (что-то подобное когда-то мы уже слышали: «Никто же загодя не знал, кому куда»). Опять – мечта о любви, о Свободе, об обычном человеческом счастье… И обещания. Пустые, как и 10 лет назад. Я ни в коем случае не критикую Михаила Танича за исчерпанную тему. Был лесоповал во времена Сталина, есть лесоповал и сейчас. И мало что меняется в условиях работы заключённых, в условиях их быта, в отношении к ним охраны. Я всегда говорила, что нельзя об этом молчать. И не отказываюсь от своих слов. Наверное, дело всё в том, что слишком близко к сердцу я приняла лирического героя «Лесоповала». Следила за его судьбой. Переживала за него. Радовалась вместе с ним, когда он в очередной раз освобождался. А Танич пишет о разных людях без какой бы то ни было сюжетной линии. Но общие черты у героев песен «Лесоповала» всё же прослеживаются. Это образ неплохого человека: не озлобленного, не хитрого, не жестокого, не подлого, не очерствевшего душой, не глупого, с чувством юмора. Но… в 10 альбоме это уже не «нечаянная ходка». Это не «человек, попавший в тюрьму случайно», как раньше говорили ребята о своём герое. Посмотрим правде в глаза: речь идёт о карманнике, который, признавая свою ошибку, становится на этот путь вновь и вновь и, к сожалению, не отвечает за свои слова. Можно по глупости загреметь за решётку один раз. Но когда «волюшка с неволюшкой круто перемешана», и на Свободе он пребывает меньше времени, чем в лагерях, то это, простите, уже не ошибка, а образ жизни. И доверия к такому человеку быть не может. Ему ничего не стоит пообещать «завязать», при этом действительно для себя решив, что всё, он начинает новую жизнь, но, как ни банально это звучит – «привычка – вторая натура», и рука его вновь тянется к чужому кошельку. Как-то на мой вопрос, каким должен быть Настоящий мужчина, Стас Волков ответил: «Порядочным и трудолюбивым. Это уже не мужчина, который ничего не делает. Взрослый мужик, который ходит и плачет, что ему не везёт в жизни, - не понимаю я этого». Полностью поддерживаю Стаса. Но мне почему-то при его словах сразу их герой представился. Стас-то, скорее всего, не его имел в виду, но мне на ум именно эта ассоциация пришла. Герой «Лесоповала» не хочет работать, предпочитая лёгкий способ добывания денег. А потом жалуется, что жизнь не сложилась. Оправдать такого человека невозможно. Пожалеть? Простить? Закрыть глаза?

Удивительная особенность группы «Лесоповал»: слушая их песни, настолько пропитываешься их энергетикой, особенно побывав на концерте, что симпатия к артистам распространяется и на героя. У этого персонажа  есть одна замечательная черта – наверное, в этом и состоит «фишка»: он и ТАМ остаётся человеком. Вообще это не совсем правдоподобно, учитывая количество его «ходок». Но это, видимо, такой литературно-художественный приём. Как и в случае с ухоженной внешностью. Кто бы стал слушать песни о зверюге-уголовнике?

10 альбом «Лесоповала» имеет множество «плюсов». Отличная музыка. Неожиданная. Вот, например, возьмём песню «Базара нет». Как бы вы её жанр определили? Лично я затрудняюсь. Но мне нравится. Даже очень. Я рада, что Александр Федорков продолжает экспериментировать. Успешно. Или песня «Недотроги» Руслана Горобца. Не люблю я ходить на дискотеки. Скучные там песни включают - ладно, без смысла, так ещё и мотивы незапоминающиеся: как будто по башке лопатой. А вот под песню «Недотроги» я танцую с удовольствием. Приятненькая такая мелодия. Стихи не «грузят», ну и не надо. Здесь в музыке суть.

Две песни из этого альбома – «жемчужины», как я люблю говорить. Такие произведения с первого прослушивания «цепляют» за сердце. Это «Ветка мимозы» и «Не сказать, что люблю». Первая –общепризнанный хит, у второй, уверена, всё ещё впереди. «Ветка мимозы» продолжает ряд любимых мною произведений Александра Федоркова: «Королева Марго», «Дорога к тебе», «50/50», «Личное свидание», «Голубятня», «Давай поженимся» и т.п. Лирика в чистом виде. Кому – как, а мне такие песни ближе всего. И в музыкальном отношении, и в поэтическом. «Ветка мимозы» - сентиментальная песня. Но в хорошем смысле. В стихах Танича сентиментальность не бывает пошлой. Никогда. Случайно попавшая в лагерный барак ветка мимозы становится единственной радостью для его обитателей… А может, она предназначалась кому-то из них? Каждому хотелось бы верить ,что ему. Но это не важно, главное – это ниточка к Свободной жизни. Мимоза – символ весны, а ведь они уже так привыкли к холоду, что эта веточка воспринимается ими как Настоящее Чудо. Есть, значит, где-то тепло, Солнце, любовь. Они так далеки от этого, и вдруг Свободная жизнь, наполненная чувствами – нежными, искренними – в образе ветки мимозы залетает сюда, в мир, где царят страх, боль, угнетённость.

«Не сказать, что люблю» - второе Чудо альбома. Потрясающая музыка А. Добронравова. Потрясающие стихи М. Танича. Потрясающее исполнение С. Куприка.

 

Ты была не со мной, а с другим,

И я выдал себе отходную,

И себя ни на чём подловил:

Не сказать, что люблю, а ревную…

 

Герой не хочет признаться самому себе в том, что любит. Он тоскует, ревнует, прощает (а не это ли основные составляющие любви?), а потом всё же осознаёт, что испытывает что-то похожее на любовь. И он не собирается сдаваться и уступать кому-то любимую. Он будет бороться, хотя и отдаёт себе отчёт в том, что у его соперников куда больше шансов. Герои «лесоповальской» лирики обычно несчастливы в любви, что, впрочем, неудивительно. Эта тема ещё давно Таничем поднималась («И я себе по-чёрному влюбляться, в натуре, никогда не позволял», «Опять моя любовь не удалась…») Но запретить себе любить герои не могут. Песни «Лесоповала» тем и интересны, что в большинстве своём они всё-таки не о лесоповале, а о любви. Тему лесоповала исчерпать когда-нибудь можно, тему любви – никогда. Вот и в этом альбоме самыми сильными произведениями оказываются именно песни о любви.

«Дуралей» продолжает этот цикл. Печальная музыка Руслана Горобца, полные грустной надежды стихи Михаила Танича, душевное, как всегда, исполнение Стаса Волкова.

 

Ты меня не гони, ты меня пожалей!

А на что я пошёл – я ж не знал, дуралей!

 

Не нужно, я теперь поняла, анализировать личность героя, оглядываясь назад. Тем более, и герой-то не один. Если каждую песню воспринимать как новую историю с новым персонажем, то всякий раз можно придумывать собственный сценарий его дальнейшей судьбы: принимать как абсолютную истину слова: «И я лучше отдам, чем чужое возьму» и предвкушать, какая любовь ему предстоит после освобождения…Вообще жалостливая песня «Дуралей». Ведь пока что мечты всё это. Оправдает ли его ожидания Свободная жизнь и та, о ком он видит сны?

На протяжении всего альбома лирический герой мечтает. Это единственное, что ему остаётся и чего ему никто не запретит делать. Романтичный довольно персонаж  (мне всё же легче говорить о нём в единственном числе. Оптимальный вариант: представить, что каждый альбом посвящён истории одного человека. Итого 10 героев у нас получается). Но проза жизни его постоянно «обламывает»: и на Канары ему никогда  не пофартит попасть, и адвокат на суде не побеждает, и счастье с любимой пока что виртуально. Из известного нам разряда «Когда я приду…» А что будет, когда он вернётся? Постарается забыться во хмелю, чтобы убежать от реальности.  Такой вот коленкор невесёлый…

Особняком в альбоме стоит песня «Берега». Интересное произведение. В музыкальном плане яркое. Аранжировка отменная. Стихи красивые. Общее ощущение даже трудно определить. Что-то такое спокойное, умиротворённое, раздольное, широкое…Замечательная песня, одним словом!

В целом, альбом мне кажется удачным. Особенно дорог он мне тем, что при каждом его прослушивании я вновь возвращаюсь мыслями и душой к его презентации в ГЦКЗ «Россия». А это был чудесный концерт, чудесный вечер. Во всех отношениях. Если же судить беспристрастно, отбросив личные ассоциации, всё равно вывод тот же: хороший альбом. Не сказать, что Явление, но весьма успешное достижение М. Танича и группы «Лесоповал». Единственное, что, на мой субъективный взгляд пора поменять, так это местопребывание героя. Тему «Человек В тюрьме» заменить-таки, наконец, на тему «Человек ИЗ тюрьмы». Хочется услышать, как сложится его жизнь на Свободе. Не знаю, как вам, а лично мне это очень интересно. И, по-моему, здесь есть о чём написать. Вариантов возвращения может быть множество. Вот за судьбами освободившихся героев и хотелось бы понаблюдать в следующих альбомах.

     

Copyright © 2001-2002 Geepooh. All rights reserved.
This site designed & supported by Yura Malik.

Сайт управляется системой uCoz