| На главную | Моя краткая биография | Почему я люблю шансон | Мои предпочтения в литерrатуре | Я в детстве |Мои фотографии | Я не только читаю, но и пишу | Моя критика и журналистика | "Островок шансона".Анкеты | Профили участников группы "Лесоповал"| Умные мысли умных людей | Фотографии моих друзей |Творчество моих друзей |Моя гостевая |Форум |Ссылки | Напишите мне |

"Как много за ошибки приходится платить..." (анализ творчества И. Кучина)


Альбом Ивана Кучина "Лучшее собрание сочинений" я услышала случайно. И что-то запало мне в душу: то ли приятный хрипловатый голос исполнителя, то ли простые, но какие-то очень искренние стихи, сентиментальные жизненные истории... В общем, альбом этот я переписала себе. И не пожалела.
В основном, песни грустные. Преимущественно лагерная любовная лирика и посвящения матери. Часто песня является чем-то вроде новеллы в стихах. Видимо, какие-то сюжеты основаны на реальных событиях. Ведь Кучин пишет о том, что пережил сам. ТАМ он услышал и повидал многое. Это и отражено в его творчестве.
Большое впечатление произвела на меня песня "Хрустальная ваза", на которую можно было бы снять интересный клип или даже поставить фильм. Это трагическая история человека, сташего жертвой сталинских репрессий. Думаю, не всем известен её сюжет, поэтому вкратце расскажу его. Мужчина приходит домой и обнаруживает осколки разбитой вазы среди застывшей крови. Жены в квартире нет. Шкаф с её вещами пустой. Герой в недоумении звонит в ЧК и сообщает об увиденном. Таким образом, он сам выносит себе приговор. Его обвиняют в убийстве жены, отбирают квартиру и сажают в лагерь на двадцать лет. Далее идут такие строки:

Шёл тридцать седьмой,
Смерть гуляла по зонам,
Его ж, горемыку, прошла стороной...


Наконец, он освобождается. Прекрасно осознавая, что сидел ни за что, герой старается забыть о том кошмаре и уезжает "в город далёкий" "в надежде там встретить весну". И вот однажды он сталкивается со своей женой, той, за "убийство" которой он расплачивался двадцать лет.

Она лишь сказала: "Прости, я ушла,
А вазочку жалко... Её я разбила,
Поранила руку, в дорогу спеша".


Оказыватся, все эти годы она жила с другим человеком, ради которого и бросила мужа. Слушая её признание, герой теряет здравый рассудок. Эта женщина сломала его судьбу. В конце концов, он не выдерживает и теперь уже по-настоящему убивает её. Это шаг отчаявшегося, раздавленного несправедливостью человека. В состоянии аффекта он

...вновь позвонил, сообщил, что случилось,
Он верил, что смерть - справедливый итог...


Герой не отдаёт себе отчёта в том, что делает. Теперь-то он действительно совершил преступление. Его арестовывают. Он наивно надеется на какое-то чудо:

"Ведь я же за это уже расплатился!
За это убийство сполна отсидел!"
На совещание суд удалился,
И приговор вынес: "Убийце - расстрел!"


Так заканчивается песня. Наверное, лишь в нашей стране могут дважды вынести приговор за одно и то же преступление, не учитывая своей следственной ошибки. Это новелла о произволе нашей судебной системы. Но не только об этом. О женщинах, которые зовутся "роковыми" и рушат судьбы других людей. О слишком честных мужчинах, убеждённых в неизбежном торжестве справедливости. "Хрустальная ваза" - название образное. Видимо, имеется в виду жизнь героя. Хрусталь - символ чистоты. В данном случае, чистоты душевной. И судьба этого человека с незапятнанной совестью, искреннего с окружающими и с самим собой, оказалась разбита, как хрустальная ваза.
Вообще любовная лирика Кучина делится на два типа песен: о желании мужчины возродить из пепла падшую женщину и, наоборот, о женщине, которая спасла его "от многих передряг", в сердце его "зажгла огонёк".
Наиболее сильной и берущей за душу песней первого типа является, на мой взгляд, "Свидание". Герой приходит навестить любимую, находящуюся в заключении, жалеет её, находит нежные слова, чтобы успокоить:

Не плачь, моя любовь, о белых платьях,
В бушлате я люблю тебя сильней.
Пройдут года - и ты в моих объятьях
Забудешь холод женских лагерей.


Он хочет стать ей опорой. Среди нестабильности, царящей вокруг, он мечтает построить маленький личный островок любви и тепла:

А жизнь скользка, как хвост худой коровы...
Бывает так: споткнёшься - и не встать.
Но есть ещё мужчины, что готовы
Упавших женщин на руки поднять...


Этот цикл продолжает песня "Обыкновенная", в которой звучит разочарование героя в любимой женщине, не оправдавшей его надежд на тихую и уютную жизнь. Вроде бы с юмором, но в глубине души с горечью лирический герой вспоминает:

Из грязи, из болота я
Тащил тебя, вытаскивал,
Тобой занялся плотно я,
Всё мыл да ополаскивал...


Он осознаёт, что в своём воображении создал мнимый образ, нарисовал картину, не соответствующую действительности:

Я думал - ты мечта моя,
А ты... обыкнвенная.


И всё же он любит её и в конце песни заключает:

Ну что ты смотришь жалобно?
Плевал я на Вселенную!
Такую мне и надобно,
Как ты... обыкновенную.


Да, герои песен Кучина - люди обыкновенные. Пожалуй, основная идея его творчества лучше всего выражена в песне "А на чёрных ресницах". Автор устами своего героя обращается к любимой женщине. Он говорит об истинных ценностях жизни:

Мы ведь люди простые,
Много ль нужно ли нам?
Лишь любви да Свободы,
Да хорошей погоды,
Остальное поделим
Мы с тобой пополам.


В принципе, если задуматься над этими строками, то мысль, заключённая в них, не будет казаться такой уж поверхностной. Действительно, когда ты на Свободе и рядом находится любимый человек, то что ещё нужно для личного счастья? Можно обрести душевное равновесие, лишь оградив себя от глобальных проблем. В жизни и так "хватает...зла", и все невзгоды можно пережить лишь вместе с близким человеком, взаимно поддерживая друг друга.
В песне "В таверне" автор призывает выпить

...за тех подруг, что вслед идут
По жизни с нами
И делят с нами нашу трудную судьбу.


Эта песня - посвящение женщинам "декабристского" типа, которые ради любимого готовы на всё, которых не пугают препятствия и трудности. Такие женщины ни при каких условиях не сломаются. Никогда. И не позволят сломиться своему избраннику. Их мало, очень мало, но всё же они существуют.
В песне "Судьба воровская" есть интересная фраза:

А кто не был в тюрьме - тот любить не умеет,
Тот и цену не знает настоящей любви.


Почему-то я уверена, что большинство слушателей воспринимают эти строки неадекватно, считая их чем-то вроде гимна воровской жизни: дешёвого, пошлого, примитивного. На самом деле, мне кажется, Кучин хотел передать другое ощущение, перекликающееся с настроением песни Круга "Свобода". Вспомним:

Лишь тот узнает всё блаженство жизни,
Кто сам у края пропасти стоял...


Обе песни я понимаю следующим образом. Пока мы на Свободе, мы можем ссориться и мириться, расставаться и вновь сходиться, оскорблять друг друга и просить прощения, изменять друг другу и клясться в вечной любви... Но если вдруг (а в нашей стране мы ни от чего не застрахованы) человек, в данном случае, мужчина, попадает в тюрьму, женщина должна сделать выбор, как ей дальше жить: строить ли свою личную жизнь заново или ждать... Не всякая женщина выдержит испытание разлукой, особенно молодая. В юности хочется весны, тепла, света, разнообразия красок, новых ощущений... Поэтому вернувшийся из заключения мужчина обычно попадает в ситуацию героя песни "Крестовая печать":

...Да и кому я нужен?
Уж не тебе ль, что падала на грудь?
Но ты давно живёшь за новым мужем...


Странно, но сюжет этой песни практически повторяет сюжет моей поэмы "Возвращение", которую я написала ещё летом 2001 года, будучи незнакомой с творчеством Кучина. В поэме я тоже отразила  эту идею, и она может быть заключена в одной фразе: "Но он - в тюрьме, она - на воле..." Словом "воля" сказано многое, и в юности ощущение Свободы от каких бы то ни было обязательств может быть даже приятно, если твоё чувство ещё не успело созреть, стать настоящим и прочным. Вчера ты была только его девушкой, а сегодня... сегодня в твоём распоряжении весь мир. Хочется узнать побольше разных людей, чтобы впоследствии сделать правильный выбор. Но счастлив тот мужчина, который возвращается не в пустоту, тот, который знает, что его любят и ждут, тот, у кого есть единственная, не подавшаяся искушению молодости, не оставившая его одного в беде. Именно в этом случае можно сделать вывод о глубине и полноте чувства. И вряд ли такая пара когда-нибудь распадётся. Они выдержали испытание временем и расстоянием - и это ещё больше сблизило их. Как раз в этом случае мужчина скорее всего задумается и никогда не заставит её снова ждать. Отныне он не захочет платить за ошибку ценой разлуки.
В песне "Судьба воровская", я считаю, культивируется не "блатная романтика", а состояние человека, который благодаря любимой не сорвался вниз и навеки остался ей благодарен за это. Их чувства успешно прошли своего рода тест на надёжность. А всё, как известно, познаётся в сравнении: "Кто страдания не знает - тот не знает любви". Фраза простая, но удивительно меткая.
Но если вдруг "ушла Она", то жизнь героя сразу теряет краски, пропадает стимул жить, как в песне "Изба":

Беда приходит не одна
Спокон веков...
Запас души сгорел до дна:
Ни тем, ни слов...


Пустая изба здесь символизирует опустошённую душу героя.
Творчество Кучина держится на чувствах одного человека к другому. Очень часто это любовь матери к сыну и сына к матери. Наиболее трагические истории из этого цикла - "Человек в телогрейке" и "Запретная зона" - в принципе, самые знаменитые песни этого автора и исполнителя, известные, вероятно, всем вам. Часто лирический герой видит сны о доме, о матери, ему грезится, что он вышел на Свободу, приехал в родные места:

И снова снится мне дорога,
И куст рябины над рекой,
И боль проходит понемногу
Под тёплой маминой рукой.


Да, боли за эти годы в сердце героя накопилось немало. Эта боль выливается в осознание полнейшей безысходности в песне "Я пишу тебе, мама...":

Я пишу тебе, мама,
Из глубин Соликама,
Где конец всем надеждам
И дорогам тупик...


Он чувствует, что отсюда ему уже не выйти:

Ты прости, дорогая,
Что твой сын не вернётся
Уж к тебе никогда..


Самое страшное на свете - это ощущение "тупиковости". Когда исполнителей шансона упрекают в том, что они прославляют преступную жизнь, я всегда очень удивляюсь. Разве, послушав Кучина, захочется повторить судьбу его героя? По-моему, напротив. Даже у тех, для кого какая-то криминальная романтика существовала, отпадёт всякое желание становиться на этот путь, за которым - пропасть, бездна, потеря любимых, родных, себя самого... "Как много за ошибки приходится платить!" - думаю, из этой фразы могут извлечь урок те, кому жизнь за чертой закона представляется чем-то захватывающим. Счастливы в Шансоне вообще и у Кучина в частности лишь вовремя остановившиеся, "завязавшие" герои, пришедшие к пониманию истинных ценностей и посвятившие себя любимым.

     

Copyright © 2001-2002 Geepooh. All rights reserved.
This site designed & supported by Yura Malik.

Сайт управляется системой uCoz