Рассуждения
о смысле жизни и своей миссии в мире (эссе
по творчеству В. Калины)
Что такое
творчество? Наверное, каждый наполняет
это слово своим смыслом. Кто-то считает,
что творческий человек непременно
обязан создать в своём произведении
особый мир, отличный от реального, а кто-то
придерживается иной точки зрения,
определяя творчество как "проанализированное
отражение действительности". Я думаю,
что и то, и другое мнение имеет право на
существование. Всё зависит от того, кто
творит. Можно иметь богатую фантазию, но
при этом абсолютно не разбираться в
истинной природе человеческих
отношений, а можно, видя, чувствуя и
впитывая в себя всё происходящее вокруг,
заглядывая в собственную душу и души
других людей, талантливо облечь свои
впечатления в художественную форму,
давая собственную интерпретацию тем или
иным поступкам и событиям. На мой взгляд,
умение поделиться с окружающими своим
видением реальности, своим восприятием
жизни является одним из важнейших для
творческого человека. Особенно трудная
задача стоит перед поэтами. Как стать
летописцем своего времени, при этом не
уйдя в обычное рифмоплётство "на
злобу дня"? Как, не забывая об
изобразительно-выразительных средствах
поэтического языка, в то же время
рассказать о жизни просто и доступно?
Нельзя не
признать, что в последние десятилетия
наша поэзия переживает не лучшие
времена. Много печатается стихов в
литературных журналах, да почему-то
особо не запоминаются они. То слишком
абстрактно выражают поэты свои мысли и
ощущения, так что читателю не удаётся
даже понять содержание стихотворения,
то, наоборот, режет слух утрированно
упрощённый язык произведения и начинает
раздражать то, что этот человек в своём
опусе пишет о предельно очевидных вещах.
Но,
конечно, есть в современном
литературном мире и яркие имена. Я хочу
остановиться на творчестве одного из
любимых мною поэтов современности
Виктора Калины. В
прошлом участник фестивалей авторской
песни, Виктор Калина теперь выступает
сам по себе, выходя за рамки привычной
бардовской поэзии. Тематика его
творчества очень обширна. Поэт не
ограничивается передачей каких-то
личных, "мирковых" ощущений. С одной
стороны, очень тонкий и проникновенный
лирик, с другой - яростный обличитель лжи,
подлости и лицемерных законов общества,
В. Калина стоит особняком в мире
современных бардов.
Многие
его стихи имеют философское звучание.
Автор размышляет о своём месте в мире в
стихотворении "Странник":
Странник я в
мире глухом,
Путник из
ниоткуда,
Вечно ищущий дом,
Вечно верящий в
чудо.
Всё
небольшое лирическое произведение
проникнуто настроением растерянности,
хаотичности и даже усталости от жизни.
Поэт словно ощущает себя чужим на этой
Земле, в этом обществе. "Для мира" он
"изгой и отшельник", "в вечную
ссылку изгнанник". Автор не может
найти гармонию не только с окружающими,
но и с самим собой. Он чувствует, что лишь
играет роль, и его угнетает
невозможность оставаться самим собой в
этом мире. Несмотря на то, что он не хочет
жить по законам общества, двигается "против
течений", всё же ему не удаётся
постичь смысл бытия. Поэт глубоко
страдает от осознания суетности
существования. Он упрекает самого себя
за то, что не сумел ответить на многие
вопросы:
Вечность на
жизни меняя,
Жизни срывая,
как платья,
Страх из души
изгоняя,
Нёс я святое
распятье.
Он
ощущает важность своей миссии в этом
мире, но мучается от неспособности
определить суть этой миссии. Придя к
пониманию простых человеческих
ценностей, поэт завершает стихотворение
довольно банальной фразой:
Мне помогают
идти
Вера, любовь и
надежда.
И, кажется,
вот он, ответ на вечный вопрос. Верить,
любить и надеяться - это всё, что
необходимо для того, чтобы продолжать
свой путь, преодолевать препятствия.
Человек, живущий с верой, надеждой и
любовью в сердце, выдержит любые
испытания, посылаемые ему судьбой.
Понимание этой простой истины
оказывается важнее сложных философских
размышлений, ведущих в пустоту.
Не менее
сильное впечатление произвело на меня
стихотворение "Небесный Ангел", во
многом перекликающееся со "Странником":
Небесный Ангел
взял меня за плечи,
Прижал к своей
сияющей груди,
Перекрестил и
молвил: "Человече!
Настал твой час!
Мужайся и иди!"
А что
дальше? Лирический герой стихотворения
заброшен в жестокий и чуждый ему мир. Он
с щемящей грустью воскрешает в памяти
картины своего беззаботного,
счастливого детства, представляющегося
теперь чем-то нереальным:
И сон ли был,
когда мои ручонки
Держали за руки
отца и мать?
Всё это
было словно в другой жизни, а потом,
видимо, произошёл какой-то перелом, о
котором поэт умалчивает. Может быть,
лирический герой сломился, оказавшись
просто-напросто неприспособленным к
далёкой от снов будничной
действительности и беспощадному
времени, готовому погубить каждого, кто
не принимает его правил, отказывается
жить по его законам:
Цветные сны и
детские картины,
В мечтах полёты
в небо выше гор,
И погребение в
болотной тине,
И суд, и
непонятный приговор.
Большое
развитие получила в современной
прозе и поэзии тема "преступления
и наказания". Но осветить её можно по-разному.
И Виктор Калина нередко пишет о людях
оступившихся, свернувших с верного пути,
но делает это настолько глубоко и
проникновенно, с таким мастерством
талантливого художника и чуткого
человека, что не возникает даже мысли
упрекнуть его в культивировании так
называемой "блатной романтики".
Напротив, сожаление о непоправимой
ошибке, приведшей к неправильному
течению всей последующей жизни, звучит в
исповеди героя:
Я шёл по жизни,
грешный и беспечный,
Теряя то, что
невзначай нашёл.
А хочется
ведь ему стабильности, но бурное течение
жизни сносит героя вниз и вниз. Трудно
теперь остановиться. А ведь автор пишет
о человеке душевно уязвимом, тонко
чувствующем, верующем. Всё происходящее
с ним для самого героя является
парадоксом. Это, конечно, не
представитель преступного мира. Герой
стихотворения "Небесный Ангел" -
жертва времени, людей и обстоятельств.
Кстати, персонажи В. Калины большей
частью не вымышлены, и сюжеты многих
стихотворений и песен подсказаны
Виктору женой Светланой, работающей
адвокатом в суде.
Спектакль
окончен. "Браво" не кричали,
Но я не Бог, а
просто человек.
А может, так
задумано вначале,
Чтобы к любви
прийти мне через грех?
Чаще
всего герои Калины приходят к пониманию
того, что главные общечеловеческие
ценности, прежде всего любовь, способны
одержать победу над злом, грехом,
пороком. Завершается стихотворение "Небесный
Ангел" почти дословным повторением
первого четверостишия. Получив страшный
урок, сделав определённые выводы,
лирический герой вновь сталкивается с
небесным ангелом, который даёт ему шанс
начать жизнь сначала, прощает грешника:
Он повторил: "Мужайся,
человече!
Настал твой час!
Господь с тобой, иди!"
Религиозная
основа очень сильна в лирике Калины.
Обращение к Богу можно наблюдать едва ли
не в каждом стихотворении. Нарушая
библейские заповеди, лирический герой
чувствует саморазрушение. Так,
драматически очень сильное
стихотворение "Я вернулся
с войны". В нём поэт, видимо,
отражает своё душевное состояние после
возвращения из Нагорного Карабаха, где
он воевал:
Я вернулся с
войны, там сражался с собой,
Не прощал, не
любил, видел мир через бой.
И на этой войне
умирал сотни раз.
"Зло за зло",
- слышал я бессловесный приказ.
Больше
всего подавляет автора необходимость
переступить через свой внутренний
нравственный закон. С адом
ассоциируется у него война, ведь здесь в
людях, в том числе и в нём самом,
стирается всё человеческое, всё чистое,
всё прекрасное:
Изменяя себя,
оставлял грубый след,
Разрушая миры,
утверждая закон,
Через боль,
через крик, через плач, через стон.
Нет, не
выдерживает лирический герой
стихотворения, как и сам автор, этого
испытания. Гуманистическое начало
побеждает в нём, и он возвращается:
Для одних я
герой, для других дезертир,
Я вернулся с
войны, чтоб спасти этот мир.
И вновь,
как и в стихотворении "Странник",
возникает мотив "несения своего
креста":
Я вернулся с
войны, чтобы крест свой нести,
Веру чтоб во
Христа не убить, а спасти.
На войне
он вынужден был нарушить важнейшую
Божью заповедь "Не убий" и теперь
искренне желает искупить свой грех,
ощущая себя страшным преступником. Это
не тот оступившийся, сбитый с толку
аутсайдер из стихотворения "Небесный
Ангел". Это человек, который
действительно убивал, хоть и выполняя
приказ. Мучительно страдает и кается в
содеянном лирический герой
стихотворения, но в то же время он
гордится собой: ведь сумел же найти в
себе силы и вовремя остановиться,
вернуться, поставить точку
на крови и жестокости.
И ещё одно
стихотворение В. Калины, о котором мне
хотелось бы сказать, - это посвящение "Несостоявшимся
друзьям". Поражает язвительный язык
поэта, его острая ненависть к людям,
живущим по законам подхалимства,
приспособленчества и неприятия иного
мировоззрения:
Не желаете
внутрь залезть?
Посмотреть, где
святая святых?
Предложили с
копыта поесть,
Отказался - мне
сразу под дых.
Автор
всей душой презирает лизоблюдство и
лицемерие. Он не собирается терять своё
лицо, а поэтому вновь оказывается вне
общества, не желая играть по его
правилам:
Вы мне снова
грозите тюрьмой?
Разве мир не
закрытая зона?
Вы живёте луной
голубой,
А такие, как я,
вне закона.
"Задача
жизни не в том, чтобы быть на стороне
большинства, а в том, чтобы жить согласно
с внутренним, сознаваемым тобою законом",
- писал древнеримский император Марк
Аврелий. Лирический герой В. Калины
выполнил эту важную задачу, но "большинство"
объявляет его "вне закона" за
непохожесть на них, за чрезмерно
выраженную индивидуальность и
прямолинейность. Этому примитивному и
лживому обществу никогда не понять его
сложной, многогранной, глубоко
нравственной натуры. Обострённое
чувство честности и справедливости
героя этого стихотворения приводит к
окончательному разладу с окружающими, к
озлобленности против них и намеренному
подчёркиванию своего "Я":
На мне морда до
боли моя,
Ваши лица
звериным оскалом
Хищно смотрят из
снов на меня
И когтями
скребут, как металлом.
...Немало
берущих за душу стихотворений создал и,
надеюсь, создаст ещё Виктор Калина. Я
коснулась лишь тех произведений,
проблематика которых мне кажется
наиболее актуальной в наше "смутное"
время, когда в мире царят жестокость,
подлость, алчность и "стадный
инстинкт".
|