О "шансонном" восприятии и о разочаровании в любви
(эссе)
Я всегда говорю о том, что Шансон для меня не просто любимый музыкальный жанр, но, прежде всего, особый тип восприятия действительности. Здесь у вас наверняка возникают вопросы, на которые я попытаюсь ответить в этом эссе.
Итак, что я имею в виду, когда говорю о "шансонном" восприятии? Другими словами, каким я в идеале вижу человека, который любит, а главное, чувствует и понимает Шансон? Какими качествами он обладает? Прежде всего это искренность. Поклонник Шансона никогда не юлит и рассказывает о себе только правду. Скрытность, лживость, фальшь, лицемерие - не в его характере. Плетение интриг тоже. Это порядочный человек, не способный ни на какую подлость. Он никогда не предаст, не "подставит", не "подложит свинью". Великодушие, щедрость, хлебосольство - его неотъемлемые качества. Он "отдаст последнюю рубаху". Человек, прочувствовавший Шансон, обладает состраданием и способен прощать ближним ошибки. Но здесь стоит отличать обычные человеческие слабости, ошибки, совершаемые по глупости и неопытности, от безнравственных и подлых поступков, проистекающих от "гнилости" натуры. Поклонник Шансона в целом лоялен к людям и к их недостаткам, не навязывает своего мнения, считая, что каждый имеет право на собственную точку зрения. Сам он не торопится никого осуждать, но и часто не понимает нападок на него и критики со стороны окружающих: "Ну, кто как стёклышко прозрачный, господа, в меня бросайте, вот вам камень, и айда!" Он знает, что идеальных людей не существует, и сам он, "конечно, не ангел", но человека нужно принимать таким, какой он есть, а "другим никогда, видит Бог, я не буду, если что-то не так, вы простите меня". Меняться и "перекраивать" свою сущность в угоду обстоятельствам и посторонним людям он не будет. Короче говоря, "дрессировке" не поддаётся и "согнуть" его очень трудно. Он верен в первую очередь самому себе, своему внутреннему закону. А закон этот - прежде всего быть честным, ни под кого не подстраиваться, помогать тем, кто тебе дорог, всегда быть готовым откликнуться на беду ближнего, а также разделить с ним радость, и уметь самому получать удовольствие от жизни, то есть стремиться прожить каждый день как последний, "ловить момент", идти на поводу у своих желаний, а желания эти у человека, характеризуемого мною, всегда нравственны и никому не приносят боли и неприятностей. Он сам может "оступаться, и не раз", учась на собственных же ошибках, но практически никогда не становится причиной страдания других людей. Тех, кто погряз в своих комплексах и страхах, такой человек может раздражать, ему могут завидовать и даже просто-напросто не понимать его, но вряд ли найдётся кто-то, кто мог бы сказать, что поклонник Шансона его оскорбил, унизил, предал. На такие низкие поступки он не способен. Его девиз: "Любишь вволю жить на свете - ну и ради Бога", он признаёт Свободу наивысшей ценностью, но при этом сам определяет для себя рамки этой самой Свободы. Свобода для него - не синоним беззакония, произвола и хамства. Нет, ни в коем случае. Свобода для него - это прежде всего уверенность в себе и возможность идти в самостоятельно выбранном направлении. Есть, безусловно, люди, по отношению к которым поклонник Шансона настроен негативно и не ищет им оправдания. Это те самые субъекты с "гнилыми" натурами, о которых я уже говорила. Он презирает предателей, интриганов, завистников, лизоблюдов, хамов, не терпит высокомерия, жестокости, жадности и той ситуации, о которой поёт Трофим, когда "аристократия помойки диктует моду на мораль". Поклонник Шансона обладает собственной моралью. И она подразумевает куда больше гуманности и Свободы в лучшем смысле, нежели общепризнанная.
Отдельная тема - отношение к любви. Для поклонника Шансона это самое главное. Сам он - воплощение любви и душевного тепла. Он потрясающе любит свою семью, свой дом, своих друзей, своих домашних животных, обожает природу и чувствует себя неотъемлемой её частью. Любит жизнь во всех её проявлениях. Ну и, наконец, я приблизилась к самому интересному: отношениям между мужчиной и женщиной. Вот здесь возникает больше всего противоречий между песнями и действительностью. Как вы, наверное, поняли, характеризуя поклонника Шансона, я нарисовала собирательный образ, сложившийся у меня в голове благодаря творчеству любимых исполнителей. Я слушаю Шансон с 11 лет, то есть, можно сказать, выросла на этих песнях. В них я всегда искала ответы на жизненные вопросы, они помогали мне преодолевать трудности и многому научили. И в том, какою я сформировалась как личность к окончанию школы, немалая заслуга принадлежит моим любимым авторам и исполнителям. Спасибо им за это. Но вот касательно темы любви... Тут они меня немного подвели и заставили не совсем адекватно смотреть на противоположный пол. Поскольку большинство песен в жанре Шансон написано мужчинами, то, соответственно, и лирический герой, как правило, - мужчина. Какой же этот мужчина? Ну, про его человеческие качества и жизненную позицию я уже рассказала. Эта характеристика в равной степени относится как к мужчинам, так и к женщинам. Но каков же он в любви? Как правило, "страдающая сторона". Складывается впечатление, что любовь для него - какая-то несбыточная мечта всей жизни и больше всего он кручинится из-за того, что так и не может удержать любовь женщины. Тому немало песенных примеров:
М. Круг:
А девочка моя не встретила, как прежде,
И радости в глазах хватило на три дня...
Забыть её не хватит сил...
Я назвал тебя своей потерей,
А удачу - мимолётной птицей...
Вы - сон, от которого мне не проснуться...
Вы - роза в парижском изысканном стиле...
Вы - плен, из которого мне не вернуться...
Вы - ветер, такой долгожданный при штиле...
Хоть поздний час, а я вот жду,
Что ты придёшь...
М. Шуфутинский:
Поцелуи твои и объятья
Вспоминаю, и сердце щемит...
"Забудь!" Но как забыть любя?
За что мне Бог послал тебя?
Который год я по Земле скитаюсь,
Но образ твой летит за мной,
И каждый раз к тебе я возвращаюсь,
К тебе одной, к тебе одной, к тебе одной...
Только б ты любила и не разлюбила!
Снегом разлука растает в наших глазах,
Но никогда не растает любовь...
"Лесоповал":
Я стою, как стоят понятые в дверях,
Твоего дожидаясь ответа...
Ты если опять же случайно меня не забыла...
Вот выйду и, первое дело,
К тебе заявлюсь под окно...
А вдруг тебе всё надоело,
И там тебя нету давно?
Опять моя любовь не удалась...
И вышло так: мой день настал и был он светел...
И Бог помог, и где-то вдруг тебя я встретил...
Светло нам было от того,
Что есть всего на этом свете
Любовь - и больше ничего...
Это я лишь некоторые строчки из песен своих любимых исполнителей для примера привела. А вообще практически весь Шансон на этом и построен: Он любит - глубоко, нежно, чисто, преданно, жизнью своей жертвует ради неё (как в песне А. Розенбаума "Снегири", когда герой берёт на себя вину любимой женщины, совершившей убийство, и ему выносят смертный приговор), а Она обычно не дожидается, не проходит испытание временем и расстоянием, но при этом он не держит на неё зла, а вполне оправдывает и продолжает боготворить:
Слишком мало я Вам подарил,
Мне от памяти некуда деться...
Звон баяна до самой зари,
Да лишь Вами живущее сердце...
(М. Шуфутинский)
Мужчина в Шансоне - сказочно романтичен, сентиментален в лучшем смысле, и почему-то очень напрашивается слово "трогателен". Ну, прямо-таки находка для любой женщины. Он и цветы подарит, и нежных слов не пожалеет, и приласкает, и простит практически всё, и ревностью мучить не будет:
Просто встретил тебя, разглядел, как сумел,
И со всеми делюсь - я не жадный...
("Лесоповал")
Душка, одним словом! Всё для тебя сделает, а к тебе никаких особых требований, просто будет счастлив, что ты рядом с ним.
Мы ведь люди простые,
Много ль нужно ли нам?
Лишь любви да Свободы,
Да хорошей погоды,
Остальное поделим
Всё с тобой пополам…
(И. Кучин)
В общем, были бы все мужчины вокруг такими, как показаны в Шансоне, не было бы девичьих "слёз в подушку", стихов о несчастной любви и горьких выводов о мужском поле... Не было бы ссор и разводов, выяснения отношений и измен. Каждый был бы счастлив, обретя свою половинку. Идеально. Только, к сожалению, неправдоподобно. Романтизированы слишком мужчины в Шансоне. Далеки от реальной жизни. Вот типичное мужское восприятие - на вопрос: "Что Вы чувствуете, слушая песню "Когда я приду", отвечает молодой человек, который, в общем-то, любит Шансон: "Я перематываю кассету. Это слишком наивная песня. Ну какой дурак, возвращаясь из тюрьмы, будет думать о том, чтобы собрать полевые цветы для любимой женщины? Больше ему думать не о чем, что ли?" И как после подобных заявлений верить тем, кто пишет подобные песни? Неужели авторы Шансона - какая-то "особая" разновидность мужчин? Нет же, скорее всего, в жизни они далеки от своих лирических героев. По крайней мере что касается отношения к женщине. Редко сейчас среди мужчин встретишь романтичного, преданного, надёжного. Намного легче, чем мы, они находят "суррогаты" и "переключаются", постоянно стремятся к разнообразию и новым ощущениям. Не ценят тех женщин, в любви и верности которых уверены. Инстинкт завоевателя, видите ли, пропадает. Скучно им становится, когда девушка вся открывается перед ним, не оставляя в себе никакой загадки. Зато очень дорожат теми, кто держит их в состоянии напряжения, действует методом "кнута и пряника", заставляет страдать и ревновать. Недаром крылатой стала фраза о том, что "мужчины любят стерв", и женщины начинают писать такие книги, как "Школа стервы. Стратегия успеха в мире мужчин". Может, те женщины, о которых поётся в Шансоне, и есть те самые пресловутые стервы, поэтому герои так ими дорожат? Да нет, вполне разные женские образы можно встретить в Шансоне. В том числе и как у А. Полотно:
Таких женщин любят вечно:
Робкая, правдивая,
Нежная, красивая,
Милая...
Так чиста, застенчива,
Дорогая женщина ты моя...
А вот на деле получается, что" любят вечно" как раз не таких женщин, какие охарактеризованны в этой песне. Да и вообще, я поняла, мужчины и женщины часто по-разному относятся к любви. И страдаем чаще мы, потому что более глубоко всё принимаем к сердцу. Иногда мне начинает казаться, что все песни в жанре Шансон на самом деле написаны женщинами, поскольку в них отражено типично женское восприятие, причём далеко не "стервозное": стремление к самопожертвованию, к стабильности, романтичность, преданность, нежность. Все эти "шансонные" мужские образы просто рассчитаны на ждущих Чуда и любящих красивые Сказки женщин. Мужская часть поклонников Шансона вкладывает в эти песни совершенно не тот смысл, что мы, я в этом почти уверена. Так что мы говорим с ними на совершенно разных языках.
Мой Идеал мужчины сформировался благодаря Шансону. Но, как оказалось, "проза жизни" далека от "шансоновской поэзии". И образы, воспеваемые в Шансоне, - персонажи вымышленные и идеализированные. А жаль...
Ольга Гущина
А тут вы можете прочитать отзывы на это эссе
|