| На главную | Почему я люблю шансон | Мои предпочтения в литерrатуре | Я в детстве |Мои фотографии | Я не только читаю, но и пишу | Моя критика и журналистика | "Островок шансона".Анкеты | Профли участников группы "Лесоповал" | Фотографии моих друзей | Давайте придумывать клипы |Chat | Моя гостевая |Форум |Ссылки | Напишите мне |

"Ну, спасибо вам, что мы сегодня рядом"

     (О юбилейном концерте Михаила Шуфутинского "Пойду однажды по Руси".  Для тех, кто там не был).

В апреле этого года чудеса в моей жизни происходили одно за другим. Буквально через день после концерта группы "Лесоповал" в ДК "Меридиан" я побывала на юбилейном концерте Михаила Шуфутинского в ГЦКЗ "Россия". Мне просто несказанно повезло - певец давал первое за пять лет большое сольное выступление, длившееся четыре часа. Называлась программа "Пойду однажды по Руси".

Всегда мучительное ожидание поднятия занавеса и выхода артиста на сцену на этот раз мучительным не было - зрительный зал наслаждался инструментальным попурри на тему песен Шуфутинского, что являлось как бы подготовкой к  самому концерту. И вот, успев проникнуться этой родной атмосферой, мы услышали ностальгическое вступление к песне "Тополя", поднялся занавес, и мы увидели мальчика с аккордеоном. Сразу же поразило богатое и талантливо сделанное оформление сцены (режиссёром-постановщиком концерта стал Андрис Лиепа). Декорации представляли собой дома московских улиц, в одном из которых родился и вырос  лирический герой Шуфутинского, имеющий много общего с самим исполнителем. А на большом экране, установленном над сценой, во время игры аккордеона мелькали детские и юношеские, ещё чёрно-белые фотографии певца ( многие из них были знакомы нам по автобиографической книге Шуфутинского). И вот, наконец, на сцену вышел сам Михаил Захарович в строгом чёрном костюме, и зал наполнился приятным тембром его голоса: "Какие вечера над Бульварным кольцом..." Вместо фотографий экран теперь показывал Москву 60-х годов - те её места, где проходила юность Шуфутинского ("Калужское метро помню я, как сейчас, серебряный каток, новостройки и джаз...") Что-то вроде клипа - "живые" съёмки иллюстрировали содержание песни. И вот уже мы видим  современную Москву с её небоскрёбами, а к концу песни на экране крупным планом стали показывать самого исполнителя. - видимо, для тех зрителей, кто сидел далеко и не мог внимательно разглядеть любимого артиста ( ко мне это, к счастью, не относилось, поскольку я занимала место в 11 ряду партера и могла видеть в деталях всё происходящее на сцене). Люди встретили песню, открывшую концерт, бурными аплодисментами и овациями. Шуфутинский очень тепло поприветствовал зрителей и сказал несколько слов о жанре Шансон, который, хотя и не в почёте на центральном телевидении, но воистину любим народом, доказательством чему служит огромная популярность совсем ещё молодой радиостанции "Шансон" и количество слушателей, собравшихся сегодня в зале (хочу отметить, что я не увидела ни одного свободного места). Также Михаил Захарович добавил, что в этот вечер постарается исполнить как можно больше наших любимых песен. И своё обещание он сдержал. Отличительной особенностью концерта было то, что Шуфутинский затронул весь свой обширный репертуар, начиная с альбомов 80-х годов, записанных в эмиграции, и заканчивая совершенно новыми песнями, которые увидят свет лишь осенью, когда выйдет двадцатый юбилейный диск. Итак, "вторым номером" стала композиция "Ну и ради Бога" из одноимённого альбома 1999 года, призывающая брать от жизни всё, рисковать, идти наперекор собственной судьбе и "ставить на случай" - одним словом, не замыкаться в собственных комплексах и страхах и стараться получить как можно больше новых ощущений и впечатлений ("Любишь вволю жить на свете - ну и ради Бога!") - песня, лично мне очень близкая, поскольку я живу именно так: ловя момент.

Кажется, не было ни одной композиции, после которой артисту не подарили бы цветы. Я сделала это после четвёртой песни - "Моя Одесса" - одной из моих любимых, и даже успела поздравить Шуфутинского с Днём рождения  и сказать ему несколько слов, так что дамам, шедшим следом за мной, не повезло - они подарили ему цветы уже с началом новой песни.

Пожалуй, особенно восторженно зал встречал "Еврейского портного". "Это, к сожалению, единственное произведение Александра Яковлевича Розенбаума на сегодняшнем концерте", - предупредил певец. Я была приятно удивлена, услышав "печальную историю любви одного молодого человека" - песню "Танька-малолетка" - ведь именно с неё 7 лет назад зародилась моя любовь к творчеству Шуфутинского. Если честно, я не ожидала, что когда-то Михаил Захарович вновь вернётся к этой песне. Композицию "Наливай, поговорим" Леонида Симакова  Шуфутинский объявил как одну из своих любимых. "Москвичка", "Свечи" ("Осенней ночью за окном..."), "Душа болит", "Сингарелла" - эти и многие другие песни из "золотого фонда" были подхвачены залом, и можно было без труда заметить, что губы многих слушателей шевелятся в такт словам. А тем временем на экране постоянно что-то происходило. Во время композиции "Ночной гость" я, признаюсь, сконцентрировала своё внимание не на сцене, а на экране, в очередной раз с потрясающим удовольствием просматривая сюжетный клип о коммунальной квартире и её жильцах. Также были показаны знакомые нам клипы на песни "За милых дам", "Пацаны", "Пальма-де-Майорка". После городского романса "Москвичка" Шуфутинский сообщил: "А моя москвичка находится сегодня в зале" и попросил встать свою жену Риту, прилетевшую из Лос-Анджелеса. Оказалось, что она и Дэвид, старший сын певца, сидят недалеко от меня, и в антракте я познакомилась с ними и даже немного пообщалась с Маргаритой Михайловной, которая, как я и предполагала, оказалась очень милой и приятной женщиной. Одну из наиболее задушевных песен об испытании расстоянием и временем -  свой безусловный хит "Пальма-де-Майорка" Шуфутинский также посвятил "самой большой любви своей жизни" - жене Маргарите. По окончании композиции на сцену вышла мать Игоря Крутого - автора музыки к этой песне  - и подарила Шуфутинскому цветы.

Особого внимания заслуживают песни из альбома "Наколочка", за который  Шуфутинский был награждён премией "Шансон года -2003" в номинации "Альбом года". Композицию, давшую этому диску название, пел весь зал. Композитор Игорь Зубков, написавший музыку к большинству песен альбома "Наколочка", осуществлял музыкальное сопровождение своих произведений  на фортепиано. Перед тем как исполнить хулиганскую "Алёнку",  Михаил Захарович пояснил, что цензура закрыла этой песне путь на телевидение, и его слова  вызвали  ещё большее возбуждение  среди слушателей. Он представил Александра как "народный талант". "Это человек, волей судьбы оказавшийся на далёком севере. Его руки чисты", - сказал Шуфутинский. Выступление обоих братьев имело огромный успех. Александр прочитал своё стихотворение, посвящённое виновнику торжества, а Владимир произнёс речь обличительного содержания о России, её правителях, творцах и жертвах эпохи. Зал поддержал Владимира шквалом аплодисментов и криками "Браво". Кто-то даже свистел. Жаль только, что в телеверсии концерта выступление Владимира Полярника, как я и предполагала, "вырезали" (вот такая "свободная" у нас страна). Потом Михаил Захарович  исполнил  очень сильную песню из предстоящего двадцатого альбома, которая называлась "Играл скрипач" о слепом музыканте. Стихи вновь принадлежали перу А. Полярника, а музыкальное сопровождение осуществлял хор арт-группы Михаила Турецкого. На скрипке солировал Александр Фельдман.

Но, как любой критик, я должна отметить не только сильные стороны концерта. Правда, здесь такой случай, когда говорить хочется только хорошее, тем более что "придраться" и вправду не к чему.  Хотя есть один момент.Пожалуй, меньше всего оваций досталось  Владу Валову с его "рэповым" номером "Я уважаю". Исполненная им вместе с Шуфутинским песня "А бабы - последнее дело"  тоже особого восторга в зале не вызвала, но имениннику в этот день было простительно всё,  и поэтому аплодисменты всё же были не маленькими, хотя предназначались, насколько я поняла, лишь самому Михаилу Захаровичу, тем более что припев, исполняемый им, к стилю рэп уж никак не относился. Но когда король русского Шансона, обнявшись с рэппером, провозгласил девиз: "Российский рэп - родной брат российского Шансона", среди слушателей наступило лёгкое  замешательство. А сольное выступление Валова, видимо, изрядно, утомило любителей Шансона, поскольку аплодисменты ему достались весьма "дохлые", и Шуфутинский даже подал залу знак: мол, поддержите парня, не зря же он пришёл. Лично я, вместо того, чтобы слушать и лицезреть рэппера, предпочла бы услышать в исполнении Шуфутинского  песню "Дорогая, прочтите листок" на стихи А. Полярника, которая почему-то в концерте не прозвучала, что мне кажется очень странным.

Предпоследним номером стала жизненная и философская  песня-исповедь "Цветёт багульник" из альбома "Наколочка" (автор музыки и стихов Юрий Алмазов сидел в зале на первом ряду). "Ну, спасибо вам, что мы сегодня вместе! Ну, спасибо вам, что молоды душой!" - пел артист в лучших традициях жанра Шансон, и слушатели вдруг почувствовали удивительное единение с любимым исполнителем и приняли на себя песенное обращение Шуфутинского.

Завершила этот чудесный вечер композиция с грядущего альбома, давшая название концерту - "Пойду однажды по Руси". Зрители стоя приветствовали финальный номер, а по завершении песни, когда Шуфутинский пригласил на сцену всех участников концерта и представил их, народ с фотоаппаратами почти вплотную стал подходить к сцене, чтобы запечатлеть всё это великолепие. Я была в числе этих людей...

А здесь вы можете увидеть фотографии из ГЦКЗ "Россия", сделанные 13 апреля 2003.

     

Copyright © 2001-2002 Geepooh. All rights reserved.
This site designed & supported by Yura Malik.

Сайт управляется системой uCoz