"Ну,
спасибо вам, что мы сегодня рядом"
(О
юбилейном концерте Михаила
Шуфутинского "Пойду однажды по Руси". Для тех, кто там не был).
В апреле этого года чудеса в моей жизни
происходили одно за другим. Буквально
через день после концерта группы "Лесоповал"
в ДК "Меридиан" я побывала на
юбилейном концерте Михаила
Шуфутинского в ГЦКЗ "Россия". Мне
просто несказанно повезло - певец давал
первое за пять лет большое сольное
выступление, длившееся четыре часа.
Называлась программа "Пойду однажды
по Руси".
Всегда мучительное ожидание поднятия
занавеса и выхода артиста на сцену на
этот раз мучительным не было -
зрительный зал наслаждался
инструментальным попурри на тему песен
Шуфутинского, что являлось как бы
подготовкой к самому
концерту. И вот, успев проникнуться этой
родной атмосферой, мы услышали
ностальгическое вступление к песне "Тополя",
поднялся занавес, и мы увидели мальчика
с аккордеоном. Сразу же поразило богатое
и талантливо сделанное оформление сцены
(режиссёром-постановщиком концерта стал
Андрис Лиепа). Декорации представляли
собой дома московских улиц, в одном из
которых родился и вырос
лирический герой Шуфутинского,
имеющий много общего с самим
исполнителем. А на большом экране,
установленном над сценой, во время игры
аккордеона мелькали детские и юношеские,
ещё чёрно-белые фотографии певца (
многие из них были знакомы нам по
автобиографической книге Шуфутинского).
И вот, наконец, на сцену вышел сам Михаил
Захарович в строгом чёрном костюме, и
зал наполнился приятным тембром его
голоса: "Какие вечера над Бульварным
кольцом..." Вместо фотографий экран
теперь показывал Москву 60-х годов - те её
места, где проходила юность
Шуфутинского ("Калужское метро помню
я, как сейчас, серебряный каток,
новостройки и джаз...") Что-то вроде
клипа - "живые" съёмки
иллюстрировали содержание песни. И вот
уже мы видим современную
Москву с её небоскрёбами, а к концу песни
на экране крупным планом стали
показывать самого исполнителя. - видимо,
для тех зрителей, кто сидел далеко и не
мог внимательно разглядеть любимого
артиста ( ко мне это, к счастью, не
относилось, поскольку я занимала место в
11 ряду партера и могла видеть в деталях
всё происходящее на сцене). Люди
встретили песню, открывшую концерт,
бурными аплодисментами и овациями.
Шуфутинский очень тепло
поприветствовал зрителей и сказал
несколько слов о жанре Шансон, который,
хотя и не в почёте на центральном
телевидении, но воистину любим народом,
доказательством чему служит огромная
популярность совсем ещё молодой
радиостанции "Шансон" и количество
слушателей, собравшихся сегодня в зале (хочу
отметить, что я не увидела ни одного
свободного места). Также Михаил
Захарович добавил, что в этот вечер
постарается исполнить как можно больше
наших любимых песен. И своё обещание он
сдержал. Отличительной особенностью
концерта было то, что Шуфутинский
затронул весь свой обширный репертуар,
начиная с альбомов 80-х годов, записанных
в эмиграции, и заканчивая совершенно
новыми песнями, которые увидят свет лишь
осенью, когда выйдет двадцатый
юбилейный диск. Итак, "вторым номером"
стала композиция "Ну и ради Бога" из
одноимённого альбома 1999 года,
призывающая брать от жизни всё,
рисковать, идти наперекор собственной
судьбе и "ставить на случай" - одним
словом, не замыкаться в собственных
комплексах и страхах и стараться
получить как можно больше новых
ощущений и впечатлений ("Любишь вволю
жить на свете - ну и ради Бога!") - песня,
лично мне очень близкая, поскольку я
живу именно так: ловя момент.
Кажется, не было ни одной композиции,
после которой артисту не подарили бы
цветы. Я сделала это после четвёртой
песни - "Моя Одесса" - одной из моих
любимых, и даже успела поздравить
Шуфутинского с Днём рождения
и сказать ему несколько слов, так что
дамам, шедшим следом за мной, не повезло -
они подарили ему цветы уже с началом
новой песни.
Пожалуй, особенно восторженно зал
встречал "Еврейского портного". "Это,
к сожалению, единственное произведение
Александра Яковлевича Розенбаума на
сегодняшнем концерте", - предупредил
певец. Я была приятно удивлена, услышав
"печальную историю любви одного
молодого человека" - песню "Танька-малолетка"
- ведь именно с неё 7 лет назад зародилась
моя любовь к творчеству Шуфутинского.
Если честно, я не ожидала, что когда-то
Михаил Захарович вновь вернётся к этой
песне. Композицию "Наливай, поговорим"
Леонида Симакова Шуфутинский
объявил как одну из своих любимых. "Москвичка",
"Свечи" ("Осенней ночью за окном..."),
"Душа болит", "Сингарелла" - эти
и многие другие песни из "золотого
фонда" были подхвачены залом, и можно
было без труда заметить, что губы многих
слушателей шевелятся в такт словам. А
тем временем на экране постоянно что-то
происходило. Во время композиции "Ночной
гость" я, признаюсь, сконцентрировала
своё внимание не на сцене, а на экране, в
очередной раз с потрясающим
удовольствием просматривая сюжетный
клип о коммунальной квартире и её
жильцах. Также были показаны знакомые
нам клипы на песни "За милых дам",
"Пацаны", "Пальма-де-Майорка".
После городского романса "Москвичка"
Шуфутинский сообщил: "А моя москвичка
находится сегодня в зале" и попросил
встать свою жену Риту, прилетевшую из
Лос-Анджелеса. Оказалось, что она и Дэвид,
старший сын певца, сидят недалеко от
меня, и в антракте я познакомилась с ними
и даже немного пообщалась с Маргаритой
Михайловной, которая, как я и
предполагала, оказалась очень милой и
приятной женщиной. Одну из наиболее
задушевных песен об испытании
расстоянием и временем -
свой безусловный хит "Пальма-де-Майорка"
Шуфутинский также посвятил "самой
большой любви своей жизни" - жене
Маргарите. По окончании композиции на
сцену вышла мать Игоря Крутого - автора
музыки к этой песне -
и подарила Шуфутинскому цветы.
Особого внимания заслуживают песни из
альбома "Наколочка", за который
Шуфутинский был награждён премией
"Шансон года -2003" в номинации "Альбом
года". Композицию, давшую этому диску
название, пел весь зал. Композитор Игорь
Зубков, написавший музыку к большинству
песен альбома "Наколочка",
осуществлял музыкальное сопровождение
своих произведений на
фортепиано. Перед тем как исполнить
хулиганскую "Алёнку",
Михаил Захарович пояснил, что
цензура закрыла этой песне путь на
телевидение, и его слова
вызвали ещё
большее возбуждение
среди слушателей. Он представил
Александра как "народный талант".
"Это человек, волей судьбы
оказавшийся на далёком севере. Его руки
чисты", - сказал Шуфутинский.
Выступление обоих братьев имело
огромный успех. Александр прочитал своё
стихотворение, посвящённое виновнику
торжества, а Владимир произнёс речь
обличительного содержания о России, её
правителях, творцах и жертвах эпохи. Зал
поддержал Владимира шквалом
аплодисментов и криками "Браво".
Кто-то даже свистел. Жаль только, что в
телеверсии концерта выступление
Владимира Полярника, как я и
предполагала, "вырезали" (вот такая
"свободная" у нас страна). Потом
Михаил Захарович исполнил
очень сильную песню из предстоящего
двадцатого альбома, которая называлась
"Играл скрипач" о слепом музыканте.
Стихи вновь принадлежали перу А.
Полярника, а музыкальное сопровождение
осуществлял хор арт-группы Михаила
Турецкого. На скрипке солировал
Александр Фельдман.
Но, как любой критик, я должна отметить не
только сильные стороны концерта. Правда,
здесь такой случай, когда говорить
хочется только хорошее, тем более что
"придраться" и вправду не к чему. Хотя есть один момент.Пожалуй,
меньше всего оваций досталось
Владу Валову с его "рэповым"
номером "Я уважаю". Исполненная им
вместе с Шуфутинским песня "А бабы -
последнее дело" тоже
особого восторга в зале не вызвала, но
имениннику в этот день было
простительно всё, и
поэтому аплодисменты всё же были не
маленькими, хотя предназначались,
насколько я поняла, лишь самому Михаилу
Захаровичу, тем более что припев,
исполняемый им, к стилю рэп уж никак не
относился. Но когда король русского
Шансона, обнявшись с рэппером,
провозгласил девиз: "Российский рэп -
родной брат российского Шансона",
среди слушателей наступило лёгкое
замешательство. А сольное
выступление Валова, видимо, изрядно,
утомило любителей Шансона, поскольку
аплодисменты ему достались весьма "дохлые",
и Шуфутинский даже подал залу знак: мол,
поддержите парня, не зря же он пришёл.
Лично я, вместо того, чтобы слушать и
лицезреть рэппера, предпочла бы
услышать в исполнении Шуфутинского
песню "Дорогая, прочтите листок"
на стихи А. Полярника, которая почему-то
в концерте не прозвучала, что мне
кажется очень странным.
Предпоследним номером стала жизненная и
философская песня-исповедь
"Цветёт багульник" из альбома "Наколочка"
(автор музыки и стихов Юрий Алмазов
сидел в зале на первом ряду). "Ну,
спасибо вам, что мы сегодня вместе! Ну,
спасибо вам, что молоды душой!" - пел
артист в лучших традициях жанра Шансон,
и слушатели вдруг почувствовали
удивительное единение с любимым
исполнителем и приняли на себя песенное
обращение Шуфутинского.
Завершила этот чудесный вечер композиция
с грядущего альбома, давшая название
концерту - "Пойду однажды по Руси".
Зрители стоя приветствовали финальный
номер, а по завершении песни, когда
Шуфутинский пригласил на сцену всех
участников концерта и представил их,
народ с фотоаппаратами почти вплотную
стал подходить к сцене, чтобы
запечатлеть всё это великолепие. Я была
в числе этих людей...
А здесь
вы можете увидеть фотографии из ГЦКЗ "Россия",
сделанные 13 апреля 2003.
|