| На главную | Моя краткая биография | Почему я люблю шансон | Мои предпочтения в литерrатуре | Я в детстве |Мои фотографии | Я не только читаю, но и пишу | Моя критика и журналистика | "Островок шансона".Анкеты | Профили участников группы "Лесоповал"| Умные мысли умных людей | Фотографии моих друзей |Творчество моих друзей |Моя гостевая |Форум |Ссылки | Напишите мне |

"Время строить свой храм",
или философия, основанная на христианской морали
(анализ творчества С. Трофимова)

А вокруг весь мир всё сходил с ума,
Как обычно, ничего не пряча:
Кто-то жил войной, кто-то грабил храм,
Кто-то прыгал в пропасть наудачу.
С. Трофимов "Девчонка"

А в это время Сергей Трофимов поёт о любви, Боге, смысле жизни - о простом и вечном. И о мире, который сходит с ума. И о тех, кто " в такую тьму" прыгает в пропасть. Поёт без надрыва, легко, казалось бы, но так проникновенно, так искренне, что в его песнях невольно находишь соответствие своим мыслям и чувствам, примеряешь ситуации, описанные им, к своей жизни и видишь, что из неё они и взяты. Или из жизни наших друзей и знакомых. Лично у меня после тщательного ознакомления с творчеством Трофима именно такое впечатление и создалось: как будто часть этих песен написана специально для меня. Уверена, что я не одна такая, поэтому поэт, композитор и исполнитель Сергей Трофимов, или просто Трофим, так популярен в разных кругах. Его песни близки народу. Трофим пишет о всех нас. Пишет, не загоняя себя в рамки блатняка, рок-музыки, военной песни или любовного романса. Он - разный. И поэтому никогда не надоедает. На мой взгляд, это и есть настоящий Русский Шансон - песни о нашей жизни, написанные и спетые с душой.

* * *

Год 1995. Выходит первый альбом Трофима с колоритным названием "Аристократия помойки". Время для страны не из лучших. Не буду вдаваться в историю. Она - в песнях Трофима. Кто ещё дал столь яркое и образное определение новой российской "элите", оказавшейся в "верхах" в начале 90-х? Кому ещё удалось рассказать о жизни в современной России с такой достоверностью и горькой иронией? Трофим стал своего рода летописцем времени. Вроде дождался наконец народ демократии, но где же она, эта обещанная Свобода? Старые идеалы разрушены, новые постепенно рассеиваются, а вокруг - беспредел. И вот здесь Трофим с правдивостью его высказываний оказывается как нельзя более кстати. Такой острой социальной сатиры народ давно не слышал. Цитаты из песен Трофима входят в обиход:

…Россия открывает путь к успеху
Крутому и отвязанному "чмо".

…Я понимаю, что из грязи в князи,
Но где взять столько грязи на князей?

…Какой народ - такие и бояре,
Так что ж теперь на зеркало пенять?

Метко сказано, в самую "точку". Молодец Трофим! Песня, давшая название альбому, остаётся не менее актуальной и по сей день. Понятие "аристократия помойки" при этом может сужаться до "местечкового" значения. Ведь как часто совершенно ничтожные людишки - дай им чуть-чуть власти и денег - начинают воображать себя "хозяевами жизни" и пытаются навязывать окружающим свои правила. Наверное, практически каждый из нас сталкивался с такой ситуацией:

Аристократия помойки
Диктует моду на мораль.
Мне наплевать, а сердцу горько,
И бьёт по печени печаль.

И ведь действительно, не легче становится на душе от осознания того, что человек, вмешивающийся в твою жизнь, - дурак и плебей. Что бы мы ни внушали самим себе, а вот такое "чмо" и вправду частенько мешает жить. Даже если отойти в сторону от политического аспекта.
Песня "Вот и всё" (не путать с новой песней Трофима с таким же названием!) - также кладезь актуальных изречений. В ней - история России постперестроечного периода:

От свободы одурев, как от дурмана,
Оказавшись позади планеты всей,
Потянулись за границу караваны
Полунищих и обманутых людей.

Очень простой язык у Трофима, но не примитивный - напротив, это простота в лучшем смысле слова, народная простота, когда поэт говорит с людьми на их же языке. Говорит о том, о чём запуганный народ не смеет заявить в открытую. Всё-то мы боимся чего-то и, между собой "обматерив Россию в три горла", живём год за годом, век за веком, и всё терпим. А Трофим называет вещи своими именами:

Вся братва переоделася во фраки,
Но осталась по понятиям братвой,
И пока крестьяне морды плющат в драке,
Загребают деньги так, что Боже мой…

И среди всего этого беззакония как крик души простого российского человека звучит тоскливая песня от лица обычного шофёра: "Бьюсь, как рыба, а денег не надыбал". И тут уже неважным становится, кто ты - водитель, рабочий, инженер, учитель или врач…Трудно приходится честным трудягам в этой жизни, когда новоиспечённые "господа" "гребут "лавэ" из мутного пруда".
Кажется, ни один аспект социальной жизни страны не ускользнул от Трофима. Всё, чем мы жили, чем возмущались, от чего страдали - обо всём этом наши потомки смогут узнать из его песен. Вот и о нашествии телевизионной рекламы ведает он в юмористической форме в песне "Про рекламу". А что, ведь и без шуток можно сойти с ума, когда тебе изо дня в день насаждают всякого рода "Тампаксы", "Херши" и "Видал сосун"…Трофим снова попадает " в точку" своей песней о жертвах рекламы, угодивших в психбольницу.
Так что же, получается, что Сергей Трофимов, тогда ещё просто Трофим, выпуском первого альбома зарекомендовал себя как автор ироничных куплетов "на злобу дня"? Нет, он с первого альбома был разным и неожиданным. На фоне разоблачения нравов "аристократии помойки" и "шпилек" в адрес народа с его безропотностью появляются приблатнённо-дворовая "Танька-красавица", грустная история "Алкаш", состоящая почти полностью из глаголов, и пронзающий душу "Романс" с религиозным уклоном:

Слишком много до неба ступеней,
И когда я к Богу шёл, как мог,
Ты считала все мои паденья,
Сберегая стройность белых ног.

И здесь мы видим Трофима уже совсем другим: не насмешливым и ироничным, а кающимся грешником, от которого в трудный период жизни отвернулась любимая женщина:

И когда я, пьяный и безбожный,
Резал вены погнутым крестом,
Ты боялась влезть неосторожно
В кровь мою нарядным рукавом.

Себя ли он ассоциировал с лирическим героем "Романса"? Я не буду вдаваться в детали его биографии и искать параллели в творчестве. Думаю, важно другое - достоверность передачи эмоционального состояния человека, от лица которого написана песня. И сколько же здесь боли, разочарования, обиды! Нет, в том, что Сергей испытал подобное сам, сомнений не остаётся. Вообще-то он и не пишет о том, чего не знает.
Вот и наполненная страшной безысходностью песня "В такую тьму" - на мой взгляд, "жемчужина" не только этого альбома, но и всего творчества Трофима - написана "другу Васе" - близкому другу продюсера Степана Разина. В книге Романа Никитина "Легенды русского шансона" Разин рассказывает: "Там (на даче - прим.авт.) я познакомил Трофима кое с кем. Некоторым из этих людей он, узнав их судьбу, посвятил песни". Так что С.Трофимов пишет о том, что его волнует, что его трогает, что он если не сам пережил, так прочувствовал благодаря рассказам других. Кто такой Вася, которому посвящена песня "В такую тьму" мы не знаем, но понимаем, что таких, как он, - потерявшихся, сбившихся с пути, погрязших в похмельном бреду или наркотическом дурмане, - миллионы. Хотя, конечно, слушая песню, каждому из нас легче представить кого-то конкретно, близкого нам, чем абстрагироваться на всеобщую беду. Почему-то вспомнилось ремарковское: "Смерть одного человека - это смерть. Смерть двух миллионов - только статистика". Вот и у Трофима так же. Примеряешь трагедию героев прежде всего к собственной жизни или к жизни друзей:

И я бегу, не ведая дороги…
Куда бегу, ей-Богу, не пойму…
Да и вообще, зачем я нужен Богу
В такую тьму, в такую тьму?..

Потрясающая, как мне кажется, песня. Сильнейшая. И при этом опять - удивительная лёгкость исполнения, отсутствие наигранного драматизма, надрыва, с которым по идее можно было бы исполнить песню подобной тематики. Простая запоминающаяся мелодия. Аранжировка не заслоняет слов. Вообще в первых двух альбомах Трофима музыкальное сопровождение - лишь дополнение к стихам. Здесь задумываешься прежде всего над смыслом того, о чём поётся. А смысл неизменно глубок и не всегда однозначен при всей кажущейся простоте текстов. Вот и в песне "В такую тьму" не сразу понимаешь, о каких "стадах" идёт речь: то ли это "похмельный бред", то ли имеются в виду "собратья по несчастью" героя песни, которые "не ведают, что творят", а может, под "стадами" подразумевается весь наш народ, забывший "в такую тьму", "как блещет свет". "У смерти на пороге" герой понимает, как "хрупкая рвётся нить", "а стада понять не хотят". Сколько ведь людей потеряли себя в постперестроечное время, не вписавшись в новую жизнь. Ведь 90-е годы в России - это расцвет криминала, наркомании, пьянства. Из слов тех, чья юность и молодость пришлась на этот период, делаю вывод, что время действительно было смутное. И отсюда - уход от реальности в алкоголь и наркотики, слепая погоня за "блатным счастьем", лёгкими деньгами, красивой жизнью. А в итоге - всё та же "тьма непроглядная" и сломанная судьба. Песня очень актуальна и сейчас.

* * *

Вторая часть "Аристократии помойки", вышедшая через год, перекликается с первой по тематике. Сразу обращает на себя внимание сатирическая песня "Заповедная зона" (вспоминается Салтыков-Щедрин с его "Сказками"). "Заповедная зона" - наша страна, "волки" - правители, "дичь" - народ:

И придумали волки сделать дичь свободной,
За словами суть вещей вряд ли кто поймёт.

Вот вам и долгожданная Свобода. Песня подходит как к постреволюционному, так и к постперестроечному периоду. Смелое произведение. Хотя, в отличие от "Аристократии помойки" и "Вот и всё", используются аллегории, всё равно раньше такого бы власть, ясное дело, Трофиму не простила:

И пускай в лесу всё обглодано,
Главное - волкам кушать подано.

Снова автор "подкалывает" народ за его извечную трусость, малодушие и раболепие:

Знать, кого-то будут рвать, ведь они же волки,
Но без них свободы нам вовсе не видать…

Эта же тема поднимается в песне "У времени реки":

Ну, мы имеем то, чего мы сами стоим,
Пока в своей душе не одолеем страх…

Мудрая песня, одна из самых ярких в этом альбоме. Плач о России. Вызов всем нам. И на этот раз без малейшей доли иронии. Хорошие напутствия содержатся в припеве:

Не зарекайся - жизнь поднимет планку,
Не осуждай - судьба меняет след….

И любой из нас когда-то может оказаться на месте героя песни "В такую тьму" или, например, героя песни "Отец", который "сошёл с ума от невысказанной боли", " не вписался в эту жизнь, где друг друга рвут клыками", или старушки-нищенки из песни "Летним вечером". Пути Господни неисповедимы. Не судите да не судимы будете…
Вообще вторая часть "Аристократии" получилась по настроению задумчивее, печальнее первой. Меньше иронии, больше боли - такой, что слёзы уже смехом не замаскируешь. Трагична песня "Моему другу", которая является как бы продолжением, финалом одноимённой песни из альбома 2002 г. ("Мой друг уехал воевать на Кавказ…") Почему между ними разница в шесть лет - непонятно. Или во второй песне речь идёт уже о другом друге? А вообще, какая разница? Идея-то одна. Автор призывает нас открыть души для святого, оглядеться вокруг и понять, что же мы натворили - пусть по "Приказу №10", но ведь это же страшно, когда

…От нашей жизни нынче на Руси
Становятся убийцами мальчишки…

Сегодня - ты, завтра - тебя. Так и хочется крикнуть: "Люди, остановитесь, покайтесь! Сколько можно убивать друг друга?"

А на Руси в углу святом
Была икона Спаса,
И Бог, как мог, людей своих хранил…
Но мы впустили зверя в дом,
Я это понял ясно,
Когда вчера я друга схоронил…

И среди таких драматичных произведений, заставляющих задуматься о проблемах добра и зла, судьбе нашей страны и собственных душах, которые "стали гнить", мы слышим приблатнённое "Алевтина, не впадай в амбицию", сюжетную анекдотическую историю о муже, тёще, соседке и соседе "Короче, дело к ночи", рассказ о последствиях пьянки "Юбилей", злободневную "ТВ-новости" и продолжающую цикл "Бьюсь, как рыба" - "Вот комедия какая" о том, как после перестройки образованные люди подались торговать на рынок, чтобы как-то заработать на жизнь. Что это, кощунственный диссонанс, на фоне рассуждений о Боге, вере, о том, как "льётся кровь невинных пацанов" и старики просят милостыню, слышать: "Вот комедия какая - я стою, штаны толкаю"? Нет, всё как раз гармонично. Ведь это и есть наша жизнь - и грустная, и смешная, и трагикомичная. И Трофим поёт о разных сторонах нашей жизни. В этом только его плюс.

* * *

В этом же 1996 г. выходит ещё один альбом С.Трофимова "Эх, я бы жил". И здесь Сергей неожиданно предстаёт перед нами совершенно другим: автором и исполнителем чудесных романсов. С удивлением читаю в вышеупомянутой книге Р. Никитина: "альбом романсов Трофима обернулся для тех, кто занимался его распространением, полным провалом. Привыкшие к "аристократическому" пению покупатели "серьёзное слушание" разбирали плохо". Странно…И любят же люди всех и вся в рамки загонять, на всё ярлыки вешать. Видимо, автор "Аристократии помойки" никак не вязался в их представлении с исполнителем романсов. А зря…На мой взгляд, альбом замечательный. Отличается от двух предыдущих ещё и тем, что здесь появляется профессиональное музыкальное сопровождение.

Кони мчатся по самому краю,
И мне нечего больше терять.
Повезёт - я своё отыграю,
Ну а нет - двум смертям не бывать.

И слышишь топот этих мчащихся коней. Сколько удали, раздолья русского, широты души в этой песне! И типичное "шансонное" фаталистическое: "Я на кон поставил жизнь".
А как может не понравиться "Осень"? Ведь это что-то своё, родное, есенинское:

В эту осень всё будет иначе:
Станет жизнь и добрей, и умней.
Что же ангел небесный так плачет
Над душой окаянной моей?

А как берут за душу любовные романсы: "В те дни", "Подожди", "Позабудь"! Им бы пополнить "золотой фонд" Шансона. Кому ещё из мэтров жанра удалось ТАК сказать о любви: без блатной сентиментальности, без вводящего в заблуждение юных барышень возведения женщины до небес и надуманного героического самоотречения, а удивительно поэтично, нежно и потрясающе печально:

Когда уста, привыкшие к злословью,
Произнесут молитву к небесам
И мудрый Бог с доверчивой любовью
Меня простит - за что, не знаю сам,
И станет всё нелепым и неважным,
И я пойму, что в нищете своей
Я на земле был счастлив лишь однажды:
В те дни, когда она была моей…

И ведь это опять трофимовская правда жизни. Так-то оно и бывает. Позднее зажигание…И красиво-то как сказано! Лично я не могу слушать без слёз…Всем девушкам и дамам, неравнодушным к любовной лирике, советую приобрести этот альбом. Он, поверьте, стоит того.
Спустя два года Трофим выпускает альбом "Вести из колючего далёка", состоящий из блатной классики разных лет. Известные ранее песни получают новое звучание. И вот вам ещё одна сторона творчества Сергея Трофимова. Единственный альбом, где Трофим предстаёт певцом блатного жанра в чистом виде. А также единственный альбом, где Сергей исполняет не свои песни.

* * *

Но вот в 1998 г. выходит долгожданное продолжение "Аристократии помойки" - часть третья с подзаголовком "Девальвация". Альбом был выпущен как раз вскоре после августовского кризиса. И вновь народ услышал прежнего Трофима, привычного, с его злободневными историями, открывающими глаза на происходящее вокруг. А что изменилось за три года? Всё так же "аристократия помойки" правит бал:

Нынче все подались в мафию:
Что барыги, что менты - всё братва.

Это песня "Босота…или один день Мишаниной бригады". "Бригада", естественно, имеется в виду криминальная. А что удивляться? Бандитизм уже не является чем-то из ряда вон выходящим. Он на каждом шагу. И страшно то, что не теряет актуальности горьковское: "Ко всему-то, подлец человек, привыкает". Разве это нормально, когда почти на пороге XXI века убийства, насилие, кровь, борьба за выживание вроде как в порядке вещей? А ведь живём, в соответствии с Конституцией, в правовом государстве…Среди всего этого беспредела хочется чего-то светлого, чистого, святого. И Трофим был бы не так интересен, на мой взгляд, если бы ограничивался исполнением злободневных произведений. И так "чернухи" вокруг полно, надоело бы народу в конце концов слушать об очевидных вещах. Это было интересно поначалу, когда "Свобода" только недавно была дарована и мало кто ещё решался критиковать власть открыто. Как пишет Степан Разин, "Тогда это было актуально, ярко, без душевной кривизны". Теперь же из альбома в альбом появляется всё больше светлых песен - о любви, о Боге, о душе. Вот, например, песня "Пасха":

Разгулялся, распогодился денёк,
Солнцем дышит поднебесье,
А по-над землёю стелется дымок
Невесомой талой взвесью.
И бабульки светят в церкви куличи,
И щебечут беспокойные грачи,
И "Воистину воскресе".

Только вера и любовь могут спасти человека "в такую тьму" - эта идея проходит через большинство песен Трофима.

* * *

В альбоме 2000 г. "Война и мир" большинство песен имеет военную тематику, но звучит всё тот же уже знакомый нам призыв одуматься, прекратить резню. Да, герои Трофима воюют за Россию, за мир в ней, но стоит ли страна того? Этот вопрос выносится на обсуждение в песне "Вне закона". Неважно, об офицере "Белой" армии ли идёт речь или об офицере сегодняшних дней, суть не меняется:

В этой нищей, бесправной, забитой стране,
Так похожей на общую зону,
Кто-то должен остаться в гражданской войне
Вне закона, вне закона…

И несмотря на осознание этой горькой истины, такие герои, как в песне "Аты-баты", защищают страну, рискуя собственной жизнью:

Россия нас не жалует ни славой, ни рублём,
Но мы её последние солдаты,
А значит, надо выстоять, покуда не помрём,
Аты-баты, аты-баты…

Невозможно не восхищаться патриотизмом, отвагой этих людей, во имя России ежедневно балансирующих "по самому краю" - мало таких в наши дни осталось, что и говорить. Но миротворческая позиция с признанием непреходящих ценностей, таких как Любовь, Свобода, Мир, в качестве высшего блага всё-таки автору ближе. И мне тоже.

Когда окончится война
Единой верой, милосердьем,
Любовь останется одна
Для всех религией последней.
И век из века без любви
На этой маленькой планете
Мы были вовсе не враги,
А просто брошенные дети…

* * *

О рок-альбоме Трофима "Я рождаюсь вновь", вышедшем почти одновременно с альбомом "Война и мир", и о пересечении идей, поднимаемых в нём, с идеями "шансонного" творчества Сергея я скажу немного позже, а пока остановимся на четвёртой и, надо полагать, заключительной части "Аристократии помойки", увидевшей свет в 2001 г. Подзаголовок - "Основной инстинкт". Альбом получился более аполитичным в сравнении с первыми тремя частями "Аристократии", да и, пожалуй, более весёлым по общему ощущению. Что, неужели жить лучше стало? Ни одной драматичной песни. Есть, правда, очень мудрая "Там, там, там", написанная с оттенком иронии, но отражающая как нельзя лучше противоречивую сущность "загадочной русской души":

Мы верим в Христа, в счастливое завтра
И в лешего с Бабой Ягой,
Жалеем слонов с далёкой Суматры
И ближних пинаем ногой.

…Мы ценим других,
Читая некролог у серой могильной плиты,
И топчем живых:
Мол, век наш недолог, на всех не найдёшь доброты.

Мы наших врагов венчаем на царство
И ждём благодати с небес.
Там, потом, будет не так, как здесь…

Есть пронизанная тоской о неудавшемся счастье ностальгическая блюзовая "На краю" - "жемчужина" любовной лирики:

…Нашу жизнь и любовь
Так мучительно жаль
На краю этой вечной Земли…

Есть общепризнанный и ставший уже эстрадным, но при этом не теряющий своей прелести хит "Снегири" о поздней любви.
Есть мечтательная и очень симпатичная "Просто так".
Но в то же время много, скажем так, трагикомических историй, сделанных в форме пародии на "блатняк": "Пошёл на дело молодой жиган","Судьба моя, змеюка подколодная", "Случайная связь", "Развела". Особенно смешной показалась мне "Песня о Ленине", где вождь мирового пролетариата охарактеризован своеобразным образом: "Маленький, картавый, без волос, без конца по тюрьмам ошивался". И в развязывании сюжетов пяти вышеназванных песен, включая "О Ленине", главную роль играет "основной инстинкт", отсюда и подзаголовок альбома. Да и песня с одноимённым названием тоже имеется. Приятная, кстати. Очень подходит для медленного танца в интимной обстановке:

Ты как бы скажешь: "Я готова",
А я как будто всё пойму…

Ну и слава Богу, что в начале XXI века песня об "Основном инстинкте" уже актуальнее "Девальвации", "Братвы" и "Босоты".

* * *

Год 2002. Выходит альбом "Бард-авангард". Песни с одноимённым названием нет. Так что же, получается, это определение автором своего творчества? Бардовская песня в стиле авангард. А что? Звучит. В этом альбоме Трофим остаётся верным традициям "неодинаковости". Вновь мы наблюдаем характерный для него разброс от смешного к серьёзному, от низкого к высокому: тут и душещипательная исповедь героя сантехнику Егорову, и печальная "Колыбельная для России", и утрированно примитивная пародия на дворовую молодёжную самодеятельность "Любовный треугольник" ("Оля любит Колю, Коля любит Ваню - вот такая драма у ребят, а втроём не место на одном диване, как обычно люди говорят"), и навевающая светлые воспоминания о беззаботном детстве, лирическая и трогательная, "Голуби", и написанный на мелодию "Поручика Голицына" пародийный "Эмигрантский романс", и философская "Я уже устал", завершающая альбом:

Я уже устал от распада и тлена,
Хочется творить каждый день по весне.
Радугой бы выкрасить серые стены,
Чтобы белый свет не терялся в окне.

Я хочу любить - разве это так сложно:
Видеть вместо масок доверчивость лиц?
И тогда, наверное, станет возможно
Научиться жить у деревьев и птиц.

Как в продолжение этой темы появляется в 2003 г. сборник Трофима "Я скучаю по тебе" с песнями из разных альбомов и тремя новыми произведениями: "Дождь", "Вот и всё" и "Я скучаю по тебе". Сборник получился лиричным, светлым, печальным и удивительно гармоничным. Думаю, если бы кто-то начал знакомство с творчеством С. Трофимова именно с этого сборника, то непременно захотел бы продолжить это знакомство. Тут собраны действительно стоящие песни, хотя альбом немного односторонний - смешных историй нет, иронии мало, Трофим здесь тонкий лирик, миротворец и философ.

* * *

А вот в альбоме 2004 г. "Ветер в голове" опять и смех, и слёзы, песни очень разноплановые, в нём представлены все стороны творчества С.Трофимова: и военная тематика (очень грустная песня "Алёшка" из цикла "Моему другу" об одном их тех, кто отдал жизнь "за страну благоверной лжи"), и религиозная ("Боги мои, боги"), и рок (ставшая хитом ещё в середине 90-х в исполнении А.Иванова философская "Боже, какой пустяк"), и "на злобу дня" - "Столичная" (о выходцах с юга, благодарных Ю. Лужкову), и любовная лирика в стиле рок ("Самая короткая ночь"), и в чистом виде "шансонная" песня о любви ("Пожалей меня, пожалей"), и, конечно, "гвоздь" альбома - песня, давшая ему название - "Ветер в голове" - рок-н-ролл, окунающий нас в атмосферу 70-х годов,. Помню, в 2003 г. этот хит можно было услышать по Радио Шансон несколько раз в день. С этой песни, собственно, для меня и начался Трофим:

Ветер в голове, портвейн креплёный
И песни под гитару до утра,
А над головой распахнутое настежь небо…

Ощущение Свободы, беспечности, последние штрихи детства…Погоня за мечтой…И кажется, вся жизнь впереди…

* * *

А теперь о "втором рождении" Трофима. Рождении рок-исполнителя. Итак, в 2000 г. открывается ещё одна сторона творчества С. Трофимова, весьма неожиданная для публики. Выходит альбом "Я рождаюсь вновь" с песнями в стиле рок. До этого, ещё в середине 90-х, был записан альбом Александра Иванова "Грешной души печаль", песни к которому написал Сергей Трофимов. Но ни для кого не секрет, что имя автора часто остаётся заслонённым раскрученным именем исполнителя. Подозреваю, что большая часть слушателей и представить не могла, что С.Трофимов, явившийся автором довольно популярной песни "Боже, какой пустяк" и есть тот самый Трофим, полюбившийся им по "Аристократии помойки". А между прочим сам Сергей считает себя прежде всего рок-н-ролльщиком. Его альбом "Я рождаюсь вновь", так же, как и альбом романсов "Эх, я бы жил", не был оценён публикой в должной мере. При этом альбом очень интересный. Да, для любителей Шансона музыка непривычна: совершенно другие мелодии и аранжировки, много ударных инструментов. Пожалуй, приверженцам мягкого и мелодичного звучания Шансона трудно выдержать целый альбом рок-музыки. Между тем, если вслушаться в тексты песен, мы поймём, что идеи-то всё те же, прежние, родные, трофимовские. Меня, например, очень "зацепила" песня "Некуда бежать" - причём как по части стихов, так и по части музыки. Песня поразительна в своей безысходности:

Некуда бежать,
Нечего терять,
Некого винить,
Некому поверить.
На дворе сентябрь,
Кружит небо вспять,
И стучится дождь
В запертые двери.
Некуда бежать…

Не эта ли идея поднимается в песне "В такую тьму"? "И я бегу, не ведая дороги…", "Мне навстречу тьма непроглядная…", "И кого винить и за что винить…" По-моему, песни очень близки.
На протяжении альбома "Я рождаюсь вновь" лирический герой так же, как и прежде, находится в поисках Света и Бога. Эту идею можно проследить практически в каждой песне. "Кто-то мерил бедностью свободу", - это про него, про лирического героя:

Денег нет ни гроша,
И свободная душа
Поняла, что она стала вечной…

Мы были нищими, мы были святы,
Небо лучилось от нашей любви…

Одним нужна корона власти,
Другим богатство и успех.
А я живу, как вольный ветер…

Вспоминаются идеи хиппи. Вызов рациональному миру, где каждый ищет выгоду и считает, что всё можно купить. А ведь в своём "шансонном" творчестве Трофим тоже постоянно говорил об этом:

Мы в этой жизни все вконец
От денег ошалели…

Или вспомним старушку-нищенку из песни "Летним вечером":

А вокруг неё то ли Божий свет,
То ли Солнце садится алое…

Понятно, что автор не призывает нас всех идти по миру с сумой или становиться на паперть. А вот преодолеть алчность, корыстолюбие, жажду власти, открыться Богу, впустить в себя Свет - это да. И никакой агрессии, часто характерной для песен в стиле рок, у Трофима нет. Наоборот, только добро проповедует автор в альбоме "Я рождаюсь вновь" - так же, как и во всём "шансонном" своём творчестве. Впервые героями становятся дети как символы чистоты и Свободы. Пятнадцатилетняя девчонка из одноимённой песни в то время, как "мир всё сходил с ума",

…ждала любви, она умела ждать,
Она прощала, если не могла понять,
Зачем так много зла, зачем так много лжи
Берут с собою в эту маленькую жизнь?

Наивный вопрос, но в нём и есть то самое простое и вечное, чего нам так не хватает. Вот и в песне "Любовь" мы слышим:

Ей было неважно, что будет потом,
В шестнадцать душа не умеет бояться,
И он вместе с нею забыл обо всём,
Не в силах с старинною сказкой расстаться…

При этом окружающий мир с его расчётливостью, завистливостью, жестокостью выступает в качестве враждебной силы:

…Любовь не простили за то, что жива,
И сворой натасканных псов затравили…

Это всё та же "аристократия помойки", диктующая "моду на мораль", убивающая мечту о "вечном рае" и обрубающая "крылья" искателям Свободы и Света. И ведь действительно "некуда бежать" от этого жестокого мира. Выход один - эта идея вообще популярна в Шансоне, я её считаю частью так называемого "шансонного восприятия": оградиться от "беспредельного зла", открыться Богу и научиться получать удовольствие от жизни, оставаясь верным своим убеждениям. Впору процитировать Марка Аврелия: "Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом". Вот герои Трофима из альбома "Я рождаюсь вновь" и живут назло безумному миру, "в котором судьбою недовольны все". И пусть "вокруг кипят людские страсти":

А я живу, как вольный ветер,
Чтоб гладить неба синеву,
И без счастливого билета
Я счастлив тем, что я живу.

Простая философия, основанная на христианской морали. Очень подошла бы настроению этого альбома песня "Вот и всё - время строить свой храм", записанная уже в 2003 г. Вот он, достойный ответ представителям "аристократии помойки", мешающей жить насаждением своей низкой плебейской стадной морали:

Я знаю, чем дорожить,
Мне есть, кого уважать,
И я учусь, и плевать на дорогу…
И от желания жить
В душе звучит благодать,
Однажды в мир обронённая Богом…

Кто-то принимает эту философию, кто-то продолжает жить по "стадным" правилам. Каждому своё. Лично мне идеи, поднимаемые в песнях Трофима, импонируют. И рок-альбом "Я рождаюсь вновь" оказался близок по мироощущению.
Любите. Прощайте. Не ропщите на Судьбу. Старайтесь не обращать внимания на дураков. Живите. Получайте удовольствие. Слушайте Трофима. Жизнь продолжается. Даже "в такую тьму", когда, казалось бы, "некуда бежать"…

Ольга Гущина
Olyawindow@narod.ru

     

Copyright © 2001-2002 Geepooh. All rights reserved.
This site designed & supported by Yura Malik.

Сайт управляется системой uCoz