| На главную | Моя краткая биография | Почему я люблю шансон | Мои предпочтения в литерrатуре | Я в детстве |Мои фотографии | Я не только читаю, но и пишу | Моя критика и журналистика | "Островок шансона".Анкеты | Профили участников группы "Лесоповал"| Умные мысли умных людей | Фотографии моих друзей |Творчество моих друзей |Моя гостевая |Форум |Ссылки | Напишите мне |

"Я оттуда": очередная глава из жизни "лесоповальского" героя.

В который раз я убедилась в том, что спонтанные впечатления не следует принимать за абсолютную истину! Всё гораздо сложнее. Поэтому я и решила подробно проанализировать девятый альбом группы "Лесоповал" именно сейчас, спустя месяц с момента его выхода, после многократного прослушивания. Теперь, надеюсь, мои выводы будут наиболеее объективны и лишены консерватизма ( мол, что привычно - то и  любимо). Да, с первого раза альбом не затронул мою душу. Но с течением времени моё мнение изменилось в лучшую сторону, и даже не столько мнение - не совсем подходящее слово, сколько ощущения и восприятие новых песен. Сейчас с определённой уверенностью могу утверждать, что альбом получился хороший. Он гармонично вписался в творчество "Лесоповала" - в музыкально-литераурный цикл новелл воли-неволи. Но обманыватья себя я не хочу, да и незачем. Альбом "Кормилец" совершил прорыв в моём отношении к творчеству  этой группы, следующий за ним - "Личное свидание" - стал своего рода "настольной книгой", которая всегда со мной и неотделима от моего внутреннего мира, что же касается 9-го альбома, то он не дал мне чего-то принципиально нового, просто прибавил очередную краску в палитру уже имеющихся. До 2000 года моё отношение к творчеству "Лесоповала" только формировалось. Образно говоря, я набрасывала эскизы. С выходом альбома "Кормилец" я мгновенно и очень чётко нарисовала картину.  Цикл песен из "Личного свидания" окрасил эту картину в очень яркие и разные цвета. Альбом "Я оттуда" дополнил цветовую гамму, и процесс "дорисовывания" может длиться бесконечно. "Лесоповал" неисчерпаем, и оттенков множество. Хорошо, что участники группы подбирают их со вкусом, не теряя ощущения красоты.
Итак, после дуновения свободы и эфемерного счастья (альбом "Кормилец") герой вновь попадает ТУДА ( альбом "Личное свидание"). Почему-то я ожидала, что в новом альбоме он выйдет ОТТУДА, но оказалось, что по сюжетам большинства песен герой ещё находится ТАМ.
Я бы поменяла местами последовательность песен в альбоме, "выпустила бы"  героя  на свободу ближе к  концу, чтобы не ломать сюжетную линию сложившегося в моей голове литературного цикла.
После песни "Дорожка моя кривая" из 8-го альбома я пришла к горькому для героя выводу, что если эта кривая дорожка, наконец, выпрямится, то это грозит распадом группе "Лесоповал", т. к. в этом случае даже название группы потеряет свой смысл.
Альбом "Я оттуда", на мой субъективный взгляд, следовало начать песней "Малявочка", а за ней поставить все остальные песни со второй стороны, кроме последней ("Я понимаю"). Почему я думаю так? Во-первых, потому что в соответствии с предоженным мною вариантом герой продолжал бы отсиживать свой старый "личносвиданческий" срок, а к концу альбома, наконец, освободился бы. На деле же получилось, что, выйдя на волю в песне "Я оттуда", он вскоре получает новый срок ("Метеорит"). Хотя, возможно, основная часть песен здесь - это лишь воспоминания героя о лагерной жизни, тогда последовательность не нарушается. Вторая причина, по которой я отдала бы почётное первое место в  альбоме именно "Малявочке", заключается в том, что это, наверное, самая сильная песня из нового цикла: как в области стихов, так и в области музыки. Более того, исполняет её Александр Федорков, и это следовало как-то выделить, поскольку я считаю эту песню большим его успехом и  как исполнителя, и как композитора, и как аранжировщика. В альбоме"Кормилец" мы уже слышали вокальный дебют Федоркова - песню "Травка", но "Малявочка" -  несравненно более яркое произведение во всех отошениях, поэтому я и уделяю ему особое внимание.
Вообще новые штрихи, добавленные 9-м альбомом к портрету группы "Лесоповал", - это особые, довольно сложные мелодии, написанные  А. Федорковым. Ни " Малявочка", ни "Резиновые дни", ни Кореш", ни "КВЧ" не похожи на привычный шансон. Нет такого музыкального стиля, к коорому я бы могла их отнести, что, наверное, и к лучшему, поскольку эти песни выбиваются из привычных рамок. И даже если бы на такую музыку слова написаны не были, то композиции Федоркова в его же собственной аранжировке были бы ценны сами по себе.
Но в гармонии со стихами музыка "Малявочки" выглядит ещё более драматично. Настроение безысходности, пронизывающее новеллы "Улица Мытная" и "Дорожка моя кривая" с предыдущего альбома, в этой песне усиливается и достигает своего апогея. Герой практически полностью теряет веру и надежду, характерные для раннего репертуара "Лесоповала". Он, можно сказать, падает духом:

А приду - в глаза мне погляди.
Может, жить наскучит мне, как зверю...
Вдруг нам что засветит впереди?
Только я не сильно в это верю...


Герой знает, что "срок кончается" и нужно как-то строить жизнь дальше, но разве можно создать что-то из пустоты? Ведь ещё в предыдущем цикле песен он сам просил любимую женщину не ждать его ("Когда кончается свиданка", "Зима"), и теперь героя уже не пугает, а скорее, угнетает ощущение темноты и неизвестности:

Чё там будет после - не поймёшь...
От себя не прыгай - не отскочишь...
Ни на что, наверно, я не гож,
Даже если ты меня попросишь...


Такой вот окончательный приговор самому себе... А ведь ещё в песне "Дорожка моя кривая" в душе героя окончательно не погас огонёк надежды. Он, пусть слабо, но верил, что сможет вернуться к нормальной жизни:

Нашлася бы мне такая,
Которая скажет: "Стоп!"


Теперь же он чувтвует определённую усталость и уже точно не ждёт от жизни ничего светлого и радостного.
И вновь отчаянную попытку обрести маленькое счастье мы наблюдаем в песне "Переписка", где герой, видимо, по объявлению знакомится с девушкой, но попадает в курьёзную ситуацию. Из-за схожести адресов с военной частью новая знакомая принимает его за солдата. Но "лесоповальский" герой просто не умеет водить людей за нос. Он искренен с окружающими и не способен притворяться, поэтому в следующем письме честно признаётся девушке в своём истинном местонахождении. Ответа он не получает и вновь остаётся один. Тем не менее ощущения обиды и горечи эта песня не оставляет. Видимо, она замышлялась даже как юмористическая, но, по словам самого Михаила Танича, улыбка по поводу судьбы его героя всегда грустная. Я с этим согласна. Главная беда этого персонажа в том, что при всей своей способности любить он всегда одинок и лишь мечтает о тепле, уюте и стабильности, но, едва обретая это, сам же разрушает, вновь теряя верное направление.
В песне "А здеся в лагере" герой подтверждает сделанный ещё когда-то давно вывод. Вспомним:

Не место нам, как видно, на Свободе...

И в очередной раз эта же мысль красной нитю проходит через новеллу "А здеся в лагере", где он рассуждает, обращаясь к самому себе:

А к этой воле ты ну как применишься?

Непонятно: то ли герой успокаивает себя тем, что на зоне не так уж и плохо:

А здеся в лагере тайга-красавица,
И у костра сидеть мне во как нравится...,


то ли он просто привык к месту своей уже не временной, а почти постоянной "прописки", то ли он боится Свободы, боится потому, что она не бывает абсолютной ("И на воле неволи полно"), и Свобода  - это неизбежная ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбы родных и близких людей. В нём есть огромное желание подарить счастье тем, кто ему дорог, но абсолютно нет энергии и силы воли для того, чтобы начать действовать. Он с детства привык к режимному учреждению, где контролируют каждый его шаг, привык "гулять с оглядочкой" и поэтому уже просто не способен стать по-настоящему Свободным человеком, начать самостоятельно создавать что-то. Он не в силах сопротивляться бурному течению вольной жизни, куда легче жить по расписанию "и знать заранее: опять по пятницам пойдут свидания".
Песни "КВЧ", "Новогодняя", "Метеорит" и "Суп-тоска", мне кажется, следовало поместить друг за другом как своего рода подцикл, поскольку в них нет лирических размышлений. Это просто достоверное, с юмором, но без прикрас и без запугивания, бытописание лагерной жизни, без глубокого проникновения в душу героя. Я не хочу сказаь, что это плохо - песни и должны быть разными, но всё же хотелось бы, чтобы количество лирических произведений перевешивало. В принципе, так оно и есть. Этот альбом не исключение. Но в предыдущем ("Личное свидание") тема любви была центральной, а здесь вроде как отходит на второй план.
Считаю абсолютно неудачной песню "Чифирок". В обширном репертуаре "Лесоповала" очень мало песен, которые можно было бы просто вычеркнуть из творчества, но "Чифирок", по моему мнению, относится к таковым. Лично я на её место записала "Голубятню" из 8-го альбома - на мой взгляд, одну из самых ярких и душевных песен "Лесоповала", тем более что её настроение очень близко к настроению новеллы "Резиновые дни",  после которой просто неуместно слышать "Чифирок".
В песне "Резиновые дни" поднимается тема, которую невозможно исчерпать: испытание расстоянием и временем, тоска по дому. Герой вновь обращается к любимой женщине - к своей жене ( ведь он женился в предыдущем альбоме), которая, по все видимости, не воспользовалась Свободой, ей предоставленной. Да, она ждёт его. Более того, у героя растёт дочь, которая "и не помнит отца". Казалось бы, на душе у него не должно быть пустоты, ведь на Свободе его встретят близкие люди. Но он этому уже, словно, и не очень рад, потому что, вероятно, осознаёт, что никогда не сможет дать любимой всего того, что она заслуживает. Без энтузиазма он успокаивает её:

Потерпи, и закончится
Этот мой сериал...
Отпущу себе волосы
И покину Урал.


"Сериал", увы, длится очень долго, и создаётся такое впечатление, что герой и сам-то не очень верит в его окончание:

Ах, сколько дней всё снятся мне
Московские огни!
И тянутся, и тянутся
Резиновые дни...

В 9-м альбоме постоянно наблюдается двойственность в мироощущении героя. С одной стороны, он "считает понедельники, считает воскресения" до выхода на свободу, но с другой, можно проследить его растерянность и даже страх перед окончанием "сериала", потому что реальная жизнь, та, что ожидает его вне лагеря, ограждённого колючей проволокой, представляется ему чем-то далёким и страшным.
Восхищение человеком другого типа очень ярко передано в пепсне "Кореш". Музыка здесь просто блестяще дополняет искренние стихи. Герой рассказывает о своём друге, который тоже "оступался, и не раз", тоже отбыл срок, но сумел найти в себе силы начать жизнь с нуля. Теперь он занимает большую должность. Но этот человек не из тех, кто ради собственной выгоды может преступить свои внутренние нравственные убеждения, за это и уважает его наш герой:

А в голове был Бог и был закон...

Не так-то просто идти в ногу со Временем, да ещё и преуспеть в этой жизни, но при этом оставаться верным самому себе, ни под кого не подстраиваясь. "А жизнь была по совести  всегда...", - так характеризует герой своего друга. Видимо, этот человек - идеал "лесоповальского" персонажа, идеал недостижимый. Ему удаётся не только удачно построить собственную жизнь, но ещё и помочь другим:

Полгорода приходит на приём,
И каждый с разговором о своём,
И ты бы принял всех и всем помог,
Но всё же человек ты, а не Бог.


Порядочность, отзывчивость, искренность - этими качествами обладает и сам герой "Лесоповала", но ему не хватает активности, целеустремлённости, решительности, силы воли, и он очень ценит эти качества  в своём друге, который не сломился перед трудностями, вступил в Свободную жизнь "спокойный и живой" и начал действовать.
В песне "Я оттуда" для "лесоповальского" героя начинается новая полоса, и только от него зависит, удастся ли ему, наконец, остановиться и больше никогда не вернуться в страну "резиновых дней". Итак, он освобождается. Его переполняет, наверное, одно из самых потрясающих  в мире ощущений: рутина закончилась. Теперь он сам себе хозяин, и никто не вправе контролировать его. Перед ним чистый лист, и картину жизни нужно рисовать самостоятельно, ни на кого не надеясь. Ещё совсем недавно  мысль  об этом пугала его, но сейчас... сейчас эмоции берут верх над разумом:

А что такое, что со мною, господа?
Никакого нету чуда, нету чуда!..
А ведь я же не туда, я не туда,
А я оттуда, я оттуда, я оттуда!


"Семерик позади", а впереди... об этом мы, наверное, узнаем из 10-го альбома. Пока же хочу сказать, что состояние человека, вышедшего на свободу, передано Таничем в этой песне как нельзя лучше, а музыка, написанная А. Добронравовым, находится в удивительной гармонии со стихами. При поверхностном прослушивании песня может показаться весёлой - да в принципе, она и есть такая, т.к. в ней запечатлён один из нечастых периодов, когда герой счастлив. Но если попробовать заглянуть в будущее, то лучи света, пронизывающие эту новеллу, начнут гаснуть. Ведь герою придётся приложить  немало усилий для того, чтобы адаптироваться к свободной жизни. А выстоит ли он?
Завершает альбом песня "Я понимаю". Её бы я и оставила на том месте, поскольку в данной новелле действительно подводится определённый итог жизни героя. Он делает выводы, реальные и адекватные, смотрит правде в глаза. Он уже "переболел" ощущением свободы и теперь остывает:

Я понимаю, жизнь не удалась,
И нету дней на переподготовку...


На самом деле "дни на переподготовку" есть, другой вопрос в том, сможет ли герой использовать их как надо или, как всегда, откажется бороться и будет "плыть по течению". Эту песню можно сопоставить с песней "Кореш". Оба произведения объединяет идея человека сделать не только себя, но и окружающих счастливыми. Но друг нашего героя осуществляет на практике всё то, что "лесоповальский" персонаж лишь теоретически понимает. "Кореш" пытается быть маленьким земным  добрым Богом, а наш герой заранее признаёт своё поражение:

...Но я же не Христос
И всех не накормлю пятью хлебами!


И опять, в очередной раз, он отступает, и это не оставляет радужной перспективы наконец-то увидеть его в 10-м альбоме счастливым человеком. Где мы застанем героя через год, зависит от режиссёра его судьбы - Михаила Танича. Поскольку "волюшка с неволюшкой круто перемешана", наверное, настал черёд "волюшки", исходя из того, что в двух последних альбомах мы наблюдали за героем, находящимся в заключении.
В целом, альбом "Я оттуда" получился удачным. Хорошо, что теперь все участники группы попробовали свой вокал. Стас Волков и Сергей Куприк не сдали своих позиций как исполнители, Александр Федорков в этой области тоже проявил себя блестяще. Главное, что ребята сумели поразительно достоверно донести до нас образ героя, созданного Михаилом Таничем. Хочу отметить, что расширился круг "лесоповальских" композиторов.
Говоря об альбоме "Личное свидание", я назвала его "жемчужиной творчества "Лесоповала". Возможно, это моё персональное ощущение, потому что 8-й альбом с его тонким лиризмом совпал с моим настроением.
Что касается альбома "Я оттуда", то для поклонников группы, для нас - тех, кто наблюдал за судьбой персонажа с момента его литературного и музыкального воплощения, это неотъемлемая и долгожданная глава из жизни уже родного и полюбившегося героя. Тем же, кто лишь открывает для себя творчество "Лесоповала", я бы всё же советовала начать знакомство с группой не с 9-го альбома, а с определённых песен из ранней лирики ( "Я куплю тебе дом", Когда я приду", "Первая девочка", "Молитва").
Понять и прочувствовать альбом "Я оттуда" можно лишь в том случае, если сумеешь пропустить через самого себя личность героя, вжиться в него, а это удастся лишь тем, кто знаком с его прошлым, поскольку это прошлое, даже совсем недавнее, более богато на глубокие чувства, чем настоящее. Нет, герой не очерствел душой. Но долгое пребывание в замкнутом помещении всё же наложило определённый отпечаток на его психику. Он стал более закрытым, более сдержанным, и прежде всего потому, что потерял веру в собственные силы и возможности. Он сломлен, это видно из песен "Малявочка", "Резиновые дни", "Я понимаю".
Очень хочется надеяться на то, что подавленное состояние героя временно, и в следующем альбоме он предстанет пред нами другим: в первую очередь, Свободным -  и не только физически, но и духовно. В данный момент его обременяет предстоящая ответственность. Преуспеет ли герой в заполнении чистого листа, лежащего перед ним? Подарит ли он любимой давно обещанную сказку с домом, прудом, сиренью и голубями? Вот дождёмся десятого альбома, тогда и узнаем.

     

Copyright © 2001-2002 Geepooh. All rights reserved.
This site designed & supported by Yura Malik.

Сайт управляется системой uCoz