| На главную | Моя краткая биография | Почему я люблю шансон | Мои предпочтения в литерrатуре | Я в детстве |Мои фотографии | Я не только читаю, но и пишу | Моя критика и журналистика | "Островок шансона".Анкеты | Профили участников группы "Лесоповал"| Умные мысли умных людей | Фотографии моих друзей |Творчество моих друзей |Моя гостевая |Форум |Ссылки | Напишите мне |

Отзыв на статью В.М.Солдатова "О русском шансоне и блатной попсе"

Много мыслей возникает после прочтения статьи В.М.Солдатова... Настолько много, что, кажется, и сайта не хватит, чтобы изложить их. Попробую выделить основные моменты.
Да, Виктор Максимович прав: у русского шансона много ненавистников - возможно, даже больше, чем у других музыкальных жанров. Среди рафинированных любителей классики русский шансон часто воспринимается как порождение субкультуры маргинальных слоёв общества, его изгоев. Поклонники западной музыки тоже презрительно фыркают, услышав подобные песни, считая их непрофессиональными и "низкопробными". Те, кому по душе тяжёлый рок и хэви-металл, также относятся к Шансону с пренебрежением - это не та музыка, которая способна ввести в экстаз. Рэпперы и хип-хопперы, обладая совершенно другим менталитетом и жизненными ценностями, нежели любители Шансона, просто-напросто не понимают последних, говорят с ними на разных языках. И последняя категория, на которой даже не стоит останавливаться, - это те, кто без ума от примитивной современной молодёжной попсы - как российской, так и зарубежной; они и вовсе не "въезжают" в Шансон. Конечно, чего уж тут спорить: нельзя отнести русский шансон к массовой культуре, слишком много дискуссий ведётся вокруг этого жанра, слишком много встречается разных, часто противоречащих друг другу, мнений. И часто поклонники, казалось бы, непримиримых песенных творческих течений сходятся в одном: "Шансон - это так, в пьяной компании под водку и селёдку". В таких случаях мне всегда хочется ответить словами из песни ТРОФИМА: "Аристократия помойки диктует моду на мораль..." Но потом думаю: "А зачем метать бисер перед свиньями? Ну, нравится людям так думать, не буду с ними спорить. Всё равно каждый из нас верит в свою Сказку. Кто-то думает больше, кто-то меньше. Таких поверхностных "ценителей" можно только пожалеть..."
Так за что же русский шансон подвергается столь большому количеству нападок с разных сторон? Дескать, музыка не всегда профессиональна, голоса исполнителей часто далеки от совершенства - так подобные претензии можно предъявить и к року, и к рэпу, не говоря уже о попсе. Мне кажется, что дело здесь не только в этом. Русский шансон у многих вызывает отторжение из-за того, что ассоциируется с криминалом, зоной, бандитами и беззаконием. И вина в этом - нашего центрального телевидения, "жёлтой" прессы и беллетристики, насаждающих культ насилия и бандитского произвола. При чём же тут Шансон? А всё просто: почему-то во всех бульварных детективных романах, фильмах-боевиках и документальных сюжетах о криминале главные герои - какие-нибудь рецедивисты-"отморозки" - непременно слушают "блатные песни Миши Шуфутинского" или же из чёрного "Мерса" "на всю улицу раздаётся знаменитый "Владимирский централ" Михаила Круга". Телесюжет об убийцах-пожизенниках, отбывающих наказание в колонии усиленного режима, сопровождается какой-нибудь известной "шансоновской" песней. И как после этого любить Шансон? Вот тут-то, как пишет В.М.Солдатов, "надо различать "шансон, который нам ценен" и "шансон, который нам вдалбливают". Даже самая глубокая и чистая песня в этом жанре может быть преподнесена доверчивому слушателю как "гимн уголовному миру", что и случилось с тем же "Владимирским централом", который "затаскали" до уровня "блатной" попсы. А песня на самом деле - настоящий маленький шедевр, и я сомневаюсь, что автор - Михаил КРУГ - вкладывал в неё тот смысл, который был вложен позднее представителями масс-медиа, а также некоторыми не особо думающими слушателями. Если бы "Владимирский централ" исполнялся КРУГОМ от лица какого-нибудь "матёрого" бандита, то вряд ли у героя песни на сердце лежал бы "тяжкий груз", жизнь казалась бы "разменянной" и "щемило" бы грудь. Отпетый уголовник не стал бы вспоминать о девочке, которую "так давно любил", о весне из "той", вольной, жизни, не стал бы сожалеть о прожитых зря годах. Те, кого мы ненавидим и боимся - герои передач "Человек и закон", "Цена любви", "Дежурная часть", - почти никогда не бывают прототипами песен в жанре Шансон. А, к сожалению, многие ставят между ними знак равенства. Виктор Максимович пишет о "дешёвых подделках в шансонных стилях". Он совершенно прав. И недалёкому, весьма ограниченному слушателю порою очень сложно разобраться, где же настоящий Шансон, а где на него пародия с иным основанием. Для многих смысл фраз: "А вор звучит порою как укор, его лохам понять не суждено" и "Вы не завидуйте, эй, что лёгкую ношу ношу" совершенно одинаков: уважительно-таки надо относиться к воровской "профессии". И не способен среднестатистический слушатель увидеть в первой песне вроде даже какое-то хвастовство и высокомерие к "мужикам" и "лохам" - то есть тем, кто честно работает, а во второй - скрытые за иронией боль и отчаяние от осознания того, что пути назад нет... "Ребята в зону передали - меня забыть успела Галя" и "Девочка моя не встретила, как прежде" - это совсем не одно и то же. Вот об этом и стоит подумать: о глубине смысла и поверхностности, о поэтическом таланте и рифмоплётстве, об искренности и бездарном подражании. Шансон тоже бывает разный и, к сожалению, время от времени возникают песни и исполнители, лишь дискредитирующие этот жанр своим "творчеством". Хорошо, отсеиваем весь этот "попсон", о котором пишет В.М.Солдатов, и останавливаемся подробнее на истинном Шансоне. Даже самых признанных мэтров жанра нередко упрекают в насаждении культа "человека из тюрьмы". Вот на эту тему и хотелось бы порассуждать.
Попасть в "глухую страну конвоиров", туда, где "небо в клетку" и "проволока колючая в три ряда", - это, пожалуй, одно из самых страшных испытаний для человека. И мерой человеческого достоинства служит то, сохранит ли он лучшие качества, не потеряет ли "по ту сторону колючки" способность чувствовать, не очерствеет ли душой. Речь сейчас не идёт о тех, кто "живёт" "на зоне" почти постоянно. Всё же большая часть исполнителей Шансона поёт об оступившемся человеке, совершившем и признавшем свою ошибку. И главная тема, поднимаемая моими любимыми авторами в жанре Шансон, - раскаяние и тоска по душевному теплу, стабильности - тому, что мы называем "обычным человеческим счастьем". "Кто раскаивается в своём прегрешении, тот уже почти и невиновен", - считал древнеримский философ и писатель Сенека. Русская литература всегда проповедовала христианскую идею всепрощения и сострадания к оступившимся, попавшим "на дно" жизни, униженным и оскорблённым. Тому, кто плюётся при слове Шансон, я советую почитать Библию, а также Достоевского, Толстого, Чехова, Горького - да практически всю нашу классику - там вы найдёте те же идеи, те же выводы, те же реалии. И тему "преступления и наказания" русские писатели никогда не замалчивали, при этом совершенно не культивируя законы уголовного мира. Мэтры Шансона идут по их стопам. Они доносят до нас правду жизни.
Конечно, не могу отрицать, что и в творчестве признанных классиков жанра иногда проскальзывает вроде как и прославление воровской романтики. Но нужно понимать, что песни эти всегда написаны и исполняются с иронией, их не следует принимать буквально. Например, именно так М.Шуфутинский поёт:

Ах, поворую-перестану,
Жду: вот-вот богатым стану,
Вот тогда начну опять
Я законы соблюдать.

Если вникнуть, то напрашивается вопрос: а не о "сильных ли мира сего" это поётся? Уж точно не щипач и не форточник наживают капиталы благодаря своей "профессии", а потом как ни в чём не бывало изображают из себя честного, законопослушного гражданина. Вспомним ранний репертуар "Лесоповала": "Воруй-воруй, Россия! А то ведь пропадёшь! Воруй-воруй, Россия! Всего не украдёшь!" Что, М.Танич призывает нас всех идти и воровать? Только очень глупый и поверхностный человек может посчитать такие слова призывом к действию. Подобным субъектам Шансон строго противопоказан. На самом деле песня написана с горькой иронией. Ещё в начале XIX века, когда у историка и писателя Н.М.Карамзина за границей спросили: "Ну, как там, в России?", ответ был метким и лаконичным: "Воруют". Воровали тогда, воруют и сейчас. Будто бы никуда от этого не денешься. Снова жёсткой иронией пронизаны строки М.Танича: "Не надо, не воруйте у людей, ведь их и так без нас обворовали!" Это обращение "завязавшего" карманника к своим "коллегам". А кто обворовал? Те, кто в Шансоне не только не прославляются, но высмеиваются, презираются, те, кто, как поёт Б.Драгилев, "одной рукой воруют, а крестятся другой" ("кстати, каждый из них пьян и сыт" - всё та же злободневная песня Б.Драгилева "Горе от ума"). Но всегда смех этот сквозь слёзы, потому что именно такие люди - творцы эпохи - строят нашу жизнь. В русской литературе всё личное - думы, переживания, ошибки - непременно переплетается с социальными проблемами общества. Так и сейчас. Даже самый, казалось бы, честный, мягкий, душевный, порядочный человек может не выдержать и встать на неверный путь. И не из идейных соображений, не от озлобленности, а от отчаяния, от безысходности, потому что "по-достоевски" "среда заела". Но в конце концов герои большинства песен в жанре Шансон всё же приходят к покаянию и осознают, что настоящее счастье можно обрести лишь в нормальном обществе, с любимым человеком, оградив себя от абстрактных проблем "беспредельного зла". Вспомним последнюю сцену в заключительной главе "Преступления и наказания". Родион Раскольников и Соня Мармеладова. Проститутка и убийца. "Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого". Типичная "шансонная" идея. Побеждает всегда любовь. "Разве могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями?" - думает Раскольников. А у группы "Лесоповал" мы слышим:

И вышло так: мой день настал и был он светел,
И Бог помог, и где-то вдруг тебя я встретил.
И с той поры до этих дней ты год от года
Моя надежда и ещё - моя Свобода...

Вот и сравнивайте...По-моему, выражена одна и та же мысль, одно и то же ощущение.
Что я хочу всем этим сказать? Что русский шансон - неотъемлемая часть российской культуры, формировавшейся на протяжении веков, российского менталитета, который, я уверена, так никогда и не будет понят на Западе. Полностью согласна с В.М., который пишет, что в этом и есть "самобытность и глубинная ценность русского шансона". И "отчуждаться от жизненных реалий" могут лишь те люди, которые не хотят "копнуть глубже", проанализировать с точки зрения христианской морали идеи, заложенные в этих песнях, рассмотреть Шансон не только в музыкальном, но и в литературном, а скорее даже в историческом и психологическом аспектах.
Когда человек начнёт думать, он не будет ассоциировать Шансон с сегодняшним беспределом. Напротив, Шансон - это идеи глубокой и чистой любви между мужчиной и женщиной, преклонения перед Матерью, крепкой дружбы, признания своих ошибок и переосмысления жизненных ценностей в пользу вечных, презрения к властолюбию, несправедливости, корысти, лжи и жестокости. Правильно пишет Виктор Максимович: "русский шансон...надо ПОНИМАТЬ по смыслу и интонациям. Не только слушать мелодию, ритм и пританцовывать, но прежде всего СЛЫШАТЬ текст". А я добавлю: ещё и ЧУВСТВОВАТЬ. Человек с чёрствой душой никогда не сможет прочувствовать Шансон. И отличить вторичную "подделку" от пережитого "оригинала".

Ольга Гущина

     

Copyright © 2001-2002 Geepooh. All rights reserved.
This site designed & supported by Yura Malik.

Сайт управляется системой uCoz