| На главную | Почему я люблю шансон | Мои предпочтения в литерrатуре | Я в детстве |Мои фотографии | Я не только читаю, но и пишу | Моя критика и журналистика | "Островок шансона".Анкеты | Профли участников группы "Лесоповал" | Фотографии моих друзей | Давайте придумывать клипы |Chat | Моя гостевая |Форум |Ссылки | Напишите мне |

"Все в жизни происходит случайно"
(Мои размышления о группе "Лесоповал", а также размышления А. Федоркова и С. Волкова о творчестве и о жизни).

Людей очень много. Соответственно, у них разные вкусы, мнения и видение реальности вокруг. И есть в этой жизни вещи, споры вокруг которых вестись будут, видимо, ещё очень долго.
Так, с началом  XXI века в нашей стране чуть ли не в повседневный обиход вошло слово "Шансон", которое каждый человек наполняет собственным смыслом. Для кого-то это просто один из музыкальных стилей (поп, рок, джаз, рэп... шансон), для кого-то  - скорее что-то вроде литературно-исторического направления, часть российской культуры, по непонятным причинам названная  красивым французским словом, которое переводится всего лишь как "песня", для кого-то - синоним блатной романтики и нечто, вызывающее если не отвращение, то, по крайней мере, глубокую неприязнь, а для некоторых - уровень восприятия действительности, особый подход к жизни, подразумевающий открытость в отношениях с людьми, верность таким понятиям, как "Любовь" и "Дружба", способность понять чувства и поступки другого человека и умение искренне ценить маленькие эфемерные радости, ограждая себя от абстрактных проблем "беспредельного зла". Какие бы дискуссии  ни велись о роли Русского Шансона в нашей культуре, о влиянии его на формирование ценностей нового поколения, о насильственном насаждении романтизированного образа человека, побывавшего по  ту сторону колючей проволоки, очевидно одно: Шансон всё больше популяризируется. Хорошо это или плохо - время покажет.
Плохо то, что не у всех слушателей, а главное - исполнителей, адекватное понимание этого жанра. Отсюда и агрессия. На самом деле, жанр Шансон объединяет разные музыкальные направления, содержит песни всесторонней тематики, и даже если "человек из тюрьмы" становится главным героем в творчестве некоторых артистов, это отнюдь не означает, что нужно фыркать и с презрительным видом говорить о культе воровских понятий и преступного образа жизни. Любую тему можно поднимать по-разному, в зависимости от уровня профессионализма и глубины восприятия мира. И поэтому состав авторов и исполнителей в жанре Шансон неоднороден. Кто-то, то ли откровенно издеваясь над серьёзным отношением людей к этому жанру, то ли действительно понимая под Шансоном что-то очень поверхностное и пустое, утрированно хриплым голосом поёт о том, что всё-таки "фарт воровской страшно переменчив", а "вор звучит порою как укор", и этого, увы, "лохам понять не суждено" (многое мы, лохи, теряем - ничего не скажешь :-)). А кто-то действительно пытается донести до слушателей историю человека, волей судьбы или по собственной непоправимой ошибке оказавшегося ТАМ. И тюремный колорит, создающийся  нарочито приблатнёнными интонациями и специфическим голосом, уже и не нужен. Нам интересно не то, за что и как его посадили, а то,что у него в душе. И превалирующей становится тема любви, тоска по свободе и неосуществимая мечта начать жизнь заново, по-другому.
На мой взгляд, наиболее объективно и проникновенно тему "человека из тюрьмы" рассматривает в своей поэзии Михаил Танич. Созданная им группа "Лесоповал", существующая уже более десяти лет, выходит за рамки Шансона в целом. Это понимают и их поклонники, и сами артисты. Гармония  глубоких стихов, талантливо  сделанной аранжировки, профессионального исполнения и сценического воплощения задуманного образа сочетается с удивительной доброжелательностью, открытостью, человечностью участников группы. И моё представление о них, сложившееся в результате виртуального общения, подтвердилось при "личном свидании". Ждала я этого очень долго и, потеряв уже всякую надежду на то, что любимая группа когда-то приедет в наши края, стечением обстоятельств я оказалась на их концерте в Москве, в ДК "Меридиан". "Всё в жизни происходит случайно", - цитирую я слова музыкального руководителя группы Александра Федоркова и применяю их к собственной жизни.
Это была счастливая случайность, Чудо, если хотите... Чудом было и то, что после концерта Александр Федорков и Стас Волков очень дружелюбно приняли меня в артистической и согласились ответить на мои вопросы. И это не было банальным интервью, которое давали артисты журналисту. Это было живое общение между людьми, между друзьями. Я старалась избегать вопросов, ответы на которые уже известны и мне, и многим остальным поклонникам "Лесоповала". История создания группы, дискография, биографии участников - об этом мы не разговаривали. Я заранее составила две разновидности вопросов: о восприятии музыкантами собственного творчества и об их отношении к жизни вообще. Прежде всего я стремилась узнать их как Личностей (как артистов мы их и так знам). И похоже, мне это удалось.

                             "Творчество мы никуда не относим"

- Расскажите, что вы понимаете под жанром Шансон.

Стас Волков: Конкурс хриплов.
Александр Федорков: Шансон... я даже не задумывался на эту тему...

- Вы относите своё творчество к Шансону или считаете его вне рамок жанра?

А.Ф.: Творчество мы никуда не относим. Мы творим, а журналисты, ди-джеи, работники радиостанций любят приклеивать ярлыки. Это их работа, мы не будем отбирать у них зарплату. Лично мне Шансон не нравится потому, что он себя дискредитировал обилием этих хрипунов - Стас правильно сказал. Главное у них - чтобы обязательно про тюрьму плюс плохо сделанная аранжировка - и всё, уже Шансон.
С.В.: Я не понимаю, почему обязательно надо хрипеть, если можно петь про всё, что угодно, нормальным голосом, красиво петь.

- Вы не задумывались, почему ваши песни в основном слушают люди, не имеющие никакого отношения к криминальному миру? Почему лагерная тематика пришлась по душе не только людям, прошедшим испытание "тюрьмой и сумой", но и благополучной современной молодёжи?

А.Ф.: Мне кажется, что ответ на этот вопрос - в глубине стихов поэзии Танича. Они не поверхностные, и в них значительно больше  смысла заложено, чем  у тех авторов, кто просто прославляет воровскую жизнь. Танич пишет не об этом. Да, есть какие-то слова, которые имеют пугающее значение, даже само слово "лесоповал" - оно как бы изначально отпугивает. Но потом, понимая, что угрозы никакой это слово не несёт, даже наоборот, в группе работают приятные люди, слушатели привыкают к слову "лесоповал". Очень многие жаргонные, бандитские словечки происходят от еврейского языка. Например, слово "шмон" - это всего лишь цифра "восемь" на иврите. Мы узнали об этом, приехав с гастролями в Израиль. Я думаю, что  нет ничего страшного в использовании Таничем так называемой "фени". Когда не знаешь, что это такое, тогда страшно, а мы несём знание со сцены -  не своё, естественно, а знание жизни Танича, его талант, помноженный на наш талант.

- У многих артистов есть фанаты, мешающие им жить: они дежурят у дверей, изрисовывают стены в подъездах... Вы страдаете от подобного рода людей?

А.Ф.: Нет, нам это не грозит, я думаю, потому, что у нас нет большого количества эфиров, на нас не обрушилась слава в том виде, как на Пугачёву, на Киркорова. У нас есть свои постоянные слушатели, мы видим одних и тех же людей на концертах - в основном, все они завсегдатаи нашего сайта.
С.В.: Я думаю, фанаты бывают у более молодёжных групп. Модно "фанатеть", например,  под "Руки вверх", потому что это делают все, при этом не очень-то задумываясь об их музыке, о словах. А люди, которые любят нас, вникают всё-таки в стихи и в музыку. Им и в голову не придёт на стенах что-то писать.

- Раз уж Саша заговорил о сайте... Как родилась идея его создания? Как вы познакомились со своим веб-мастером  Максом?

А.Ф.: Всё в жизни происходит случайно. Случайно мы встретились вообще - группа "Лесоповал". И эта случайность каким-то образом задержалась и состоялась. Так же случайно появился и Макс. Это друг нашего солиста Серёжи. Сначала Макс просто взял и предложил: мол, давайте на общественных началах создадим сайт. Собрались, набрали какую-то информацию, а дальше мы со Стасом стали периодически поддерживать сайт, заходя туда. Даже Серёжа там недавно был.
С.В.: Мне стыдно, я уже давно туда не заглядывал...
А.Ф.: Я бы тоже исчезал, если бы у меня была возможность уехать куда-то...

- Можете ли вы сделать какие-нибудь прогнозы касательно своего сайта? Как вы думаете, "доживёт" ли он до двадцатилетнего юбилея группы?

А.Ф.: Кто знает... Ничего нельзя загадывать и прогнозировать в нашей стране, когда у тебя есть имя lesopoval.ru. А вдруг какой-то дядя перекупит случайно этот сайт?

- Но не будет такого, что вы сами решите: "Зачем нам это надо?" и запустите сайт?
А.Ф.: Всё может быть, и это может быть. Мы все люди, мы можем устать от всего и вообще от жизни...

- Ваши творческие планы на будущее?

А.Ф. (иронически улыбаясь): Свежий вопрос, Стас ответит.
С.В.: Выспаться!

       "Не бояться смерти может только сумасшедший человек"

- Что в своей жизни вы считаете самым ценным?

А.Ф.: Жизнь сама по себе ценность.
С.В.: Ну да, здоровье, жизнь. В принципе, имея это, можно достичь многого.
А.Ф.: И ещё важна  правильность течения жизни. Когда всё правильно, стабильно, логично, не сходит с того, что ты делаешь, - - вот это и есть, возможно, наивысшая ценность, создающая внутренний комфорт.
С.В.: А я считаю, что когда человек здоров, он может достичь всего.
А.Ф.: Да нет, не всё так просто. К сожалению, не у всех это получается. Хочется, чтобы стечение обстоятельств подавалось какому-то прогнозу.

- Чего бы вы никогда не смогли простить близкому человеку?

А.Ф.: Вот близкого я, например, из-за любой мелочи готов разорвать, убить, а через двадцать минут уже могу простить.
С.В.: Я, наверное, всё могу простить. Сколько у меня в жизни уже случалось, время всё сглаживает, всё забывается. И если я провёл с человеком какую-то часть своей жизни, то мне тяжелее его потерять, чем не простить. Я могу разозлиться, обидеться, но в конце концов всё забуду.
А.Ф.: Стас более злопамятный, чем я. Он несколько дней может ходить обиженный, а я остываю уже через несколько часов.
С.В.: Меня больше всего раздражает, когда человек глупый. Я его начинаю просто ненавидеть!

- Солидарна с тобой, Стас!  Кстати, ты уже ответил на следующий мой вопрос: с каким человеком вы категорически не смогли бы общаться? С глупым, значит?

С.В.: Да, не выношу глупости.
А.Ф.: Хамство, глупость... Ну, как правило, если человек глупый, то за этим идёт целый набор плохих качеств. Мне ещё не нравится наглость, бесцеремонность.

-  Передо мной сидят  два Настоящих мужчины. Какова же Идеальная женщина в вашем понимании?

А.Ф.: Идеальных женщин не существует, так же, как и Идеальных мужчин. Бывают периоды, эпизоды счастья - и в такие моменты любая женщина, которая рядом, может оказаться Идеальной.
С.В.: Мне трудно об этом говорить, учитывая сложный семейный путь в моей жизни... Стереотип Идеальной женщины как-то подстёрся...

- В последнее время, как назло, постоянно натыкаюсь на статьи в газетах и журналах  и  на телепередачи, призывающие женщин быть немного "стервами": искренним и мягким, мол, счастья  в любви не видать, их обманут, бросят, предадут, мужчины их не ценят. Что вы думаете по этому поводу? Можете как-то успокоить?

С.В.: Глупости всё это! Для меня лично семейное счастье - это когда люди понимают друг друга и умеют уступать, не хамить - вообще уважать друг друга. Испортить отношения и потерять человека легче всего, а вот потом найти...

- Даже как-то легче на душе стало от твоих слов, правда, Стас. Значит, всё же не все мужчины мазохисты - ура! А ты, Саша, как думаешь: должна ли женщина быть немного стервой?

А.Ф.: Я считаю, что женщина должна БЫТЬ. А какая она - это уже другой вопрос. В ней может быть намешано всего. Кто-то может воспринимать её как стерву, а кого-то именно эти качества и привлекают. Для меня самая лучшая женщина - это моя жена. Как только она хочет, так и будет.

- Настоящий мужчина в вашем понимании?

С.В.: Порядочный и трудолюбивый. Это уже не мужчина, если он ничего не делает... Взрослый мужик, который ходит и плачет, что ему не везёт в жизни - не понимаю я этого.

- Верите ли вы в Бога? Что под этим понимаете?

С.В.: Я очень верю. Ну, вернее, сложно говорить об этом. Если бы по-настоящему верил, я бы постился и ходил каждый день в церковь. Для меня вера в Бога - это что-то особое, я даже не могу объяснить.

- Я читала, что ты поёшь в церковном хоре. Правда ли это?

С.В.: Сейчас уже нет, потому что я просто не успеваю. Скоро у нас будет мало концертов, тогда опять буду петь.

- А ты, Саша, веришь в Бога? Что под этим понимаешь?

А.Ф.: Ничего не понимаю, не верю. Я крещёный атеист. Я не отрицаю существование Бога, но просто не верю. В каком смысле?  Мне не нравится церковь, то есть она мне нравится как здание, но мне не нравятся люди, которые там работают. Мне кажется, что всё это не должно идти через людей. Может быть, Бог - он есть, и я каким-то образом в него верю, но не так, как положено. Например, я не могу себя заставить, проезжая, перекреститься, увидев какие-то купола, хотя многие делают это совершенно естественно У меня же просто рука не поднимается.

- Боитесь ли вы смерти?

А.Ф.: Я об этом не думаю.
С.В.: Естественно, да. Не бояться может только сумасшедший человек. Вот Саша правильно сказал: если об этом задуматься, то можно с ума сойти. У нас жизнь интересная, наполнена творчеством, мы наслаждаемся ею.

- Страдаете ли вы или страдали ли в детстве от каких-нибудь комплексов?

А.Ф. (хитро улыбаясь):  Так я тебе и сказал! Возможно, какие-то комплексы есть, но каждый справляется с ними. Страдают от комплексов слабые люди, а сильные преодолевают их, перебарывают либо не обращают внимания.
С.В.: Есть, конечно, комплексы. Я, например, не люблю в зеркало смотреться, петь перед зеркалом, меня раздражает очень изображение (смеётся - прим. авт.).

- С каким животным вы себя ассоциируете и почему?

С.В.: С волком.

- В соответствии с фамилией?

С.В.: Сколько волка не корми, он всё в Подольск смотрит.

- А ты, Саша?

А.Ф.: С котом. Всегда падаю на четыре лапы.

- Наверное, потому что по году Кот?

А.Ф.: Да, а моя жена - Крыса по году. Интересное сочетание, правда?

- Я, кстати, тоже Крыса. И последний вопрос. Хотели бы вы слетать на Луну и, если бы у вас были деньги, заплатили бы вы 20 миллионов долларов за полёт в Космос?

А.Ф.: Я совершенно не авантюристического плана человек - может быть, в этом как раз и сложность. Вот на Луну - это же имеется в виду не конкретно на Луну, а просто какая-то авантюра - взять, всё бросить и потратить кучу денег, да? Нет, я на это не способен. Мне  надо всё просчитать, продумать: а как же так? а зачем мне это надо?

- Тоже, наверное, в соответствии с гороскопом? Ты же Дева, знак Земли.

А.Ф.: Да, я очень скрупулёзный и не способен на подобного рода авантюры.

- А ты, Стас, полетел бы на Луну?

С.В.: Абсолютно нет такого желания. Я лучше в горы поеду. На Луну... я представляю, что это за перегрузки, сколько неприятных ощущений, и терпеть всё это... ради чего?

- И правильно, приезжайте лучше к нам в горы! Пойдём покорять Эльбрус.

А по окончании беседы Стас дал мне прослушать песню с грядущего десятого альбома, которая записана пока что в исполнении Саши Федоркова и дана Стасу для разучивания. Я очень улыбалась, слушая, как " совершенно не авантюристического плана человек" пел такие строки: "Кто не рискует, тот шампанского не пьёт".  И в очередной раз убедилась, что параллель между лирическим героем и исполнителем проводить не стоит.
...А тот вечер 11 апреля 2003 года запомнился мне на всю жизнь. Хотя, я уверена, встреча с ребятами из "Лесоповала" была не последней...

                                                                                       Беседовала и делилась впечатлениями
                                                                                  Ольга Гущина

 А здесь вы можете увидеть фотографии из ДК "Меридиан", сделанные 11 апреля 2003.

     

Copyright © 2001-2002 Geepooh. All rights reserved.
This site designed & supported by Yura Malik.

Сайт управляется системой uCoz