| На главную | Моя краткая биография | Почему я люблю шансон | Мои предпочтения в литерrатуре | Я в детстве |Мои фотографии | Я не только читаю, но и пишу | Моя критика и журналистика | "Островок шансона".Анкеты | Профили участников группы "Лесоповал"| Умные мысли умных людей | Фотографии моих друзей |Творчество моих друзей |Моя гостевая |Форум |Ссылки | Напишите мне |

О РУССКОМ ШАНСОНЕ И БЛАТНОЙ ПОПСЕ
(Обращение к форумчанам игрового сайта, заспорившим о русском шансоне)

В демаршах против русского шансона, которых достаточно в Сети, сказывается инстинктивное нежелание людей соприкасаться с криминальной тематикой, от которой для них идёт эмоциональный гул чего-то неприятного и страшного. Среди любителей молодёжной музыки, особенно западных стилей, часто встречаются высказывания типа: "По мне так главное - чтобы музыка была хорошая, а слова для меня не имеют особого значения". С таким подходом русский шансон видится как "фуфло с 3-4 аккордами". Однобокость подобных взглядов очевидна, так как, во-первых, песенное искусство - это не музыка (точнее, не только музыка), а синтез поэзии и музыки, управляемый интонациями певца-исполнителя; а, во-вторых, русский шансон в песенном искусстве - та его содержательная, ориентированная на русскоязычный городской песенный фольклор часть, которую надо ПОНИМАТЬ по смыслу и интонациям. Не только слушать мелодию, ритм и пританцовывать, но прежде всего СЛЫШАТЬ текст.
Содержание и чувственность песен шансона не раскрывается сразу. К некоторым такое понимание приходит ещё с юности, к другим - позже. Когда человек говорит, что он не воспринимает русский шансон, я советую ему скорее побывать в серьёзной критической ситуации, например, остаться вдруг без работы и средств к существованию; попасть под следствие; оказаться в жёстких армейских, а ещё лучше - военных условиях; потерять близкого человека; пережить предательство друга или любимой женщины; попасть в экстремальные природные условия с узким кругом так называемых "простых людей" (скажем, на лесоповал) и т.п. Надо, чтобы душа наполнилась глубокими раздумьями, болью, протестом, желанием вырваться из критического состояния или хотя бы кратковременно забыться в безудержном русском разгуляе. И вот тогда может произойти прорыв в понимании шансона. Этому способствует групповое пение в хорошей кампании - где ещё можно так раскрепоститься, почувствовать близость друзей, "нырнуть" в потаённые глубины своей души и вывернуть их на люди! Возможно, что песня, которую ты давно знал или только теперь услышал, окажется о тебе, о твоей проблеме. И произойдёт чудо - многие песни шансона станут для тебя личными, позволят очистить душу и успокоиться, а какая-то может быть и подскажет выход из критической ситуации. В этом - кайф русского шансона, который не получить и не понять человеку нероссийского менталитета (так же, как рэп близок афро-американцам и невоспроизводим по их чувственному восприятию в нашей культуре). В этом - самобытность и глубинная ценность русского шансона.
В нашей истории периодически бывают такие смутные времена, когда теряется ощущение реальности происходящего, когда всё становится непонятным и чуждым. В такие периоды люди тянутся к реалистичному искусству, ко всему исконному, к народным примитивам, утверждающим менталитет российского человека, какого бы конкретно национального происхождения он не был: русский или татарин, белорус или армянин, немец или еврей... Песни такого рода, с их тысячелетним русским арго, зародились ещё в Древней Руси, в частности, в скоморошьих песнопениях, в казачьих сказаниях, в тягучих песнях каторжан. Они несут в себе большой протестный потенциал против гнёта и насилия; презрение к властолюбию, стяжательству и предательству; неизбывное стремление к ВОЛЕ (а не европейской расчётливой свободе) и к удальству; к соборности в принятии решений; к общинности, обрядовости бытия и к артельному труду, без которых людям в суровых северных условиях нашей страны не выжить; к идеалам добра, равноправия и справедливости; отражают готовность к жертвам при отстаивании этих ценностей. Власть имущим такие песни, по большому счёту, никогда не нравились. Так, скоморошество преследовалось, а в ХУП веке безжалостно уничтожалось; казаки с их вольницей не раз подавлялись - последний террор был в 20-е годы под лозунгом "расказачивания"; песни эти загонялись в культурное подполье (к примеру, "Любо, братцы, любо", "Течёт речечка", "Мурка", «Лимончики» и др.) или "облагораживались" в академизированном искусстве («Из-за острова на стрежень», "По диким степям Забайкалья", "Солнце всходит и заходит", "Шумел камыш" и т.п.).
Феня, выделившаяся в русском арго, возникла в среде "офеней", т.е. торговцев-коробейников, ходивших по российским селениям, часто обманывавших покупателей и, в свою очередь, подвергавшихся ограблениям. Чтобы не быть подслушанными, они переговаривались между собой на условном языке, который стремились освоить и грабители. Этот язык перешёл с ними на каторгу, став языком воровского (блатного) мира. Позже к нему добавился жаргон Одессы-мамы, Ростова-папы и других криминальных центров. Впервые феня была описана в 1908 году в книге "Блатная музыка" великого международного мошенника В.Трахтенберга. Тогда же в Москве состоялся и первый концерт «песен сибирских каторжан, бродяг и инородцев» (по нынешнему – «блатных»). Профессионалы-«песнеделы» и артисты-куплетисты, поняв их исконность, исповедальность или ироничность, демократизм языка и непреходящую популярность в народе, особенно среди жителей городских окраин, стали сочинять и исполнять босяцкие, уличные, застольно-ресторанные песни такого рода, потом с ними скорреспондировались интимные песенки-"шансонетки", часть поэзии Сергея Есенина, эмигрантские песни. Всё это переплелось, соединилось с городским романсом (особенно с "жестоким" при исполнении в цыганском стиле), а позже с джазом, выразилось в песнях Гражданской войны и НЭПовского периода, в ресторанном музыкопении, в выступлениях "Теа-джаза" под управлением генетического одессита Леонида УТЁСОВА, в песнях ГУЛАГа и Великой Отечественной войны, в песнях эмигрантов Петра Лещенко, Константина Сокольского, Алёши Димитриевича, Вилли Токарева, в дворовых песнях и городских романсах Александра ГАЛИЧА, Владимира Высоцкого, Константина Беляева, Владимира Шандрикова, Александра Розенбаума и многих других бардов и шансонье, в «подпольных» записях Аркадия Северного и других исполнителей городского русскоязычного песенного фольклора. Не надо считать, что это сплошь «блатные» песни, было среди них много песен о любви, удальских, военных, застольных, шуточных, ностальгических и других песен «за жизнь».
Крупные деятели российской культуры, прошедшие через ГУЛАГ, неоднократно отмечали глубину, казалось бы, примитивных блатных и дворовых песен. Хрестоматийными стали слова писателя и публициста Андрея Синявского (Абрама Терца): "Национальная песня на вздыбленной российской равнине стала блатной. То есть потеряла, кажется, все координаты: честь, совесть, семью, религию. Но глубже других современных русских песен помнит она о себе, что она русская". Академик Дмитрий Лихачёв отмечал, что «…воровская песня обычно носит отпечаток этакого хвастовства... Как правило, блатная песня полна благородства и великодушия, которое очень редко встречается среди реальных воров. Поэтому и отношение к блатному стихотворчеству далеко не однозначное". О том же свидетельствовал писатель Варлам Шаламов: "Есть песни эпические - вроде уже отмирающей "Гоп со смыком"... или песни "Остров Соловки". Есть песни лирические... Тюремная песня лирическая обычно весьма сентиментальна, жалобна и трогательна,.. несмотря на множество погрешностей в орфоэпии, всегда носит задушевный характер. Этому способствует и мелодия, часто весьма своеобразная. При всей её примитивности исполнение (действующими лицами самой жизни, как уточнял Шаламов) сильнейшим образом усиливает впечатление...".
Поэтому вам и нравится, как вы признаётесь, "Владимирский централ" Михаила КРУГА. Специалисты не считают эту песню блатной романтикой - она о потерянной воле, о любви к женщине, которую надо забыть, о терзаниях осознающего свою непутёвость преступника: "Лежит на сердце тяжкий груз... Жизнь разменяна... Не очко обычно губит, а к одиннадцати - туз" (то есть, живи скромно, довольствуйся заработанным и не ищи рисковой халявы - перебор будет ценою в жизнь). Содержание песни, красивый проникновенный голос Михаила с лёгким надрывом и запоминающийся гитарный «кач» после припева сделали её признанным песенным шедевром. А вы вслушайтесь в его же песню "Кольщик" - внук мой слушает многократно и говорит: "Мороз по коже". Проникнитесь моментом истины в песне "Золотые купола", где бывший ЗК с наколкой в виде храма с куполами - по числу "ходок" - поёт:
"Золотые купола // душу мою радуют.
А то не дождь, а то не дождь -
Слёзы с неба капают...
Золотые купола // на груди наколоты,
Только синие они - и ни грамма золота".
Прикиньте - человек шёл «по блату», гордился своими "делами", "ходками", авторитетом. Но вот наступила старость, он стал никому не нужен - и осознаёт, что золото воровской романтики в нормальной жизни оборачивается ему серо-синими буднями без просвета и без будущего.
В одной из песен новосибирского автора-исполнителя Андрея Климнюка есть такой призыв: "Ударим песней по сучью!" Сучьё - это те, кто изменил народным идеалам и предал Родину: олигархи, грабящие страну и вывозящие капитал за рубеж; "быки" и бывшие "блатари", пошедшие в услужение и охрану этих олигархов; продажные чиновники и менты, обеспечивающие их власть и др. Прослушайте социально-сатирические песни "конкретного шансона" Владимира Козырева (КРЕСТОВОГО ТУЗА), бичующего новорусские нравы: "Веркина судьба", "Серёга-ликвидатор", "Жена крутого бизнесмена", "Новый русский кот" (цикл из 7 песен). Попробуйте вникнуть в лучшие песни в исполнении Михаила Гулько ("Поручик Голицын", "Сожжённые мосты", "Синее небо России", "Окурочек", "Ветер осенний" и др.), Ивана Кучина ("Хрустальная ваза", "Человек в телогрейке", "Чикаго", "Багульник"), Александра Новикова, Ефрема Амирамова, Владислава Медяника, Михаила Шелега, Сергея Трофимова (ТРОФИМА), Юрия Барабаша (ПЕТЛЮРЫ), Григория Заречного, Вадима Куземы... Песни ТРОФИМА - это прямо-таки школа жизни, они полны афоризмов, всерьёз заявленных или шуточно обыгранных жизненных истин. Хотя и строится поэтика этих песен на городском разговорном языке с его характерными оборотами и жаргонизмами, а мелодии и сопровождающая музыка довольно просты.
И вот тут я предостерегаю: надо научиться отличать пережитой содержательный русский шансон от маргинального куража и дешёвых поделок в шансонных стилях - их ещё называют "попсоном". Обнаружив возросший с конца 80-х годов интерес российского слушателя к прежде подпольной (в том числе «блатной») песне, некоторые дельцы от шоу-бизнеса спешным порядком стали нарабатывать большое количество стилистических подделок, не несущих в себе глубоко пережитого содержания, облегчённо-танцевальных, а то и вовсе безнравственных, часто с однообразными электронными караоке-аранжировками. К этому присоединились киношники, писатели и телевизионщики, захватившие эфир страны и выполняющие задачи "пятой колонны", установленные ЦРУ ещё в 50-х годах и известные под названием "доктрины Даллеса".
Цитирую: "...Мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдём своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на Земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность... Литература, театры, кино - всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, - словом, всякой безнравственности... Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу: всё это мы будем ловко и незаметно культивировать... И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит...".
Попсовая масс-культура и маргинальный кураж насаждаются сверху специально. А "пипл", малообразованный и специально зомбированный телевидением, в частности, сериалами, "хавает", особенно идеологически неокрепшая молодёжь. Воспеваются маргиналы, бандитский и полицейский беспредел, стремление к халявной наживе, дурные привычки, секс без любви, ничтожество жизни, засоренный американизмами русский язык и т.д. (читайте выше по Даллесу). Вместе с тем: "Всё будет хорошо, всё будет хорошо, всё будет хорошо - я это зна-аю..." Применяются медитативные приёмы отвлечения от реальности. Верно сказал один из вас: "Тому, кто общался с настоящими бандитами и знает все нюансы разборок - такие сериалы вызывают только рвоту. Это деградация..." Факт: у нас стало много людей, страдающих гражданским инфантилизмом, не знающих своих корней, неспособных к повседневному труду, не умеющих жить в коллективе, не имеющих тяги к познанию и систематической учёбе, не разбирающихся в искусстве, заражённых кайфо-балдёжной психологией. О таких людях Александр Новиков в песне "Освободился" спел так:
"Пару шагов во двор - вот и дружки.
Истосковались, поди, а толку ли?
Ни ухом, ни рылом тюремной тоски,
А разрисованы все наколками!............…..(Как белые папуасы, добавлю я)
Каждый второй поседел, постарел,
А остальные толстеют от лени..............…(Или гибнут от пьянства и наркотиков)
И хоть никто из них не сидел,
Ботают лучше меня - всё по фене!....……(Выражение "ботать по фене" стало ироничным).

Так что, надо различать "шансон, который нам ценен" и "шансон, который нам вдалбливают". Желающим познакомиться с русским шансоном поближе рекомендую слушать радио "Шансон" 103,0 FM Москва; передачу "Паровоз" по пятницам с 23-00 на "Русском радио-2" 107,0 FM Москва; передачу "В нашу гавань заходили корабли" на "Радио России" 66,3 УКВ (или первая кнопка трёхпрограммника внутренней радиосети), выходящую по пятницам с 22-10 до 23-00 (повтор - суббота с 9-00); просмотреть материалы сайтов www.chanson.ru , www.blat.dp.ua , www.blatata.com , прочесть книги М.Шелега "Аркадий Северный. Грани жизни" и Р.Никитина "Легенды русского шансона", имеющиеся в продаже в музыкальных разделах книжных магазинов.
В прямой эфир радио "Шансон" и передачи "В нашу гавань заходили корабли" нет-нет да прорвётся критический голос радиослушателя с высказыванием типа: "Я бы слушал ваши передачи, но там же один "блатняк"!.. На самом деле в плей-программах FM-радиостанций русского шансона песни, которые можно отнести к жанровой группе "блатняк", составляют в разные часы от 6% до 23% (моя статистика), то есть одна или две из десяти. И притом редакции КАТЕГОРИЧЕСКИ не принимают в ротацию песни воровской романтики и бандитского куража, с натуралистическим языком и матерным маньеризмом, а также песни, воспевающие дурные или опасные для общества привычки. В ротируемых же "блатных" песнях звучат: стремление к свободе, переживание тяжести тюремной жизни, чувства любви к матери и презрения к лярвам, признание ценности мужской дружбы, протест против полицейского произвола и бездушия актов правосудия, признание глупости своих поступков и тому подобные общечеловеческие темы, которые надо, надо поднимать! Не должны люди, в том числе дети старшего школьного возраста, отчуждаться от жизненных реалий, а потом пасовать перед ними...

СОЛДАТОВ В.М., Москва – Малаховка, 23.06.2004
____________________________

мой отзыв

     

Copyright © 2001-2002 Geepooh. All rights reserved.
This site designed & supported by Yura Malik.

Сайт управляется системой uCoz